ГРАФИК РАБОТЫ | |||||||||||||||||||
|
Надежда Константиновна Крупская – автор многочисленных воспоминаний о В. И. Ленине, работ по истории партии большевиков, коммунистическому воспитанию, педагогике, феминизации, библиотековедению.
В советское время только ее педагогические сочинения выходили в десяти томах (М., 1957–1963). Однако даже у соратницы В. И. Ленина нашлись «темные пятна».
Во второй части «Сводного списка книг, подлежащих исключению из библиотек и книготорговой сети» (М., 1961) можно найти две запрещенных работы Надежды Константиновны – «Воспитание молодежи в ленинском духе» ([М.], 1925) и «РКСМ и бойскаутизм», которая выходила дважды (в 1922 г. тиражом 7.500 экземпляров и в 1923 г. тиражом в 10.000 экземпляров).
В основу последней лег доклад Н. К. Крупской «О бойскаутизме», с которым она неоднократно выступала в 1921 году. Эта речь фактически стала провозвестником тех устоев, на которых позднее стала базироваться пионерская организация.
В Курганской областной библиотеке им. А. К. Югова хранится второе издание статьи «РКСМ и бойскаутизм». Главной целью брошюры было, «с одной стороны, подчеркнуть все отрицательные стороны бойскаутизма, с другой, указать на целесообразность бойскаутовских методов».
В первую очередь поражает жесткая критика сложившейся в стране ситуации с молодежным движением.
Сначала Надежда Константиновна объясняет особенности психологии переходного возраста (12–18 лет): подросток хочет активно опробовать свои силы и в то же время желает, чтобы его энтузиазм выливался в осознанную, приносящую результат деятельность, а не в бессмысленную игру. Именно поэтому жизнь молодежи кипела в военные годы, однако начались революционные будни с тяжелой кропотливой работой по строительству нового общества, и молодые люди стали уходить из союза неудовлетворенными, поскольку методы работы комсомола, сформировавшиеся в годы Гражданской войны, «не дают исхода этой бьющей через край энергии молодежи».
Одновременно Н. К. Купская отмечает формализацию РКСМ: «… они … склонны ограничивать свою работу исключительно всякими представительствами и выступлениями», указывая, что характерно это преимущественно для ставших лидерами юношей и девушек из интеллигенции, в то время как рабочие и крестьянские подростки, склонные к образному, а не к абстрактному мышлению, стали пассивным грузом комсомола.
Именно для активизации работы среди молодежи и для ее привлечения в коммунистические ряды Н. К. Крупская предлагает бойскаутские методы подхода к подростку, подчеркивая при этом, цели бойскаутизма – привитие патриотизма, религиозности, покорности королю, родителям, хозяевам – враждебны Советской власти.
Итак, что предлагает перенять у бойскаутов Н. К. Крупская?
– провозглашение характерного для взрослого человека идеала, которому подросток мог бы отдаться со свойственным ему энтузиазмом;
– создание торжественности в мероприятиях, поскольку необходимо учитывать влияние внешнего эффекта на соответствующий возраст;
– создание трудностей (по нарастающей) в достижении каких-либо целей (например, принимать в члены РКСМ только при соблюдении определенных условий), поскольку это позволяет подростку проявлять активность, выплескивать нерастраченную энергию, самореализовываться и поднимать самооценку. При этом частные цели должны быть связаны с общей целью;
– ношение опознавательных знаков, воспитывающих ответственность за свои поступки, поскольку судить по значку (галстуку) подростка будут не как самостоятельную личность, а как представителя большой организации;
– активизация самостоятельной работы, поскольку она «развивает характер» и формирует личность;
– введение элемента игры для приобретения определенных навыков, физического и интеллектуального развития;
– организация производственной пропаганды (освоение специальностей хотя бы на минимальном уровне, экскурсии на предприятия, участие в обучающих курсах);
– применение полученных знаний на практике (что, в частности, со временем вылилось в движение тимуровцев);
– привитие умения действовать коллективно.
Как мы видим, бóльшая часть методов позднее активно использовалась в пионерской и комсомольской работе, поскольку лидеры страны отлично понимали, что легче всего повернуть к «новой» жизни именно молодое поколение, воспитав его в нужном ключе.
Почему статью запретили? Причин может быть несколько. Подробный анализ запрещенного в Советское время бойскаутского движения, резкая критика молодежного движения начала 1920-х годов, похвальное слово Л. Троцкому и троцкистам.Елена Гаева
Первое мая (1925)
16 декабря 2023Меньшутин А., Синявский А. Поэзия первых лет революции (1964)
16 декабря 2023Ленинград 1944
6 декабря 2023