Купить билет

КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ
БИБЛИОТЕКА ИМ. А.К.ЮГОВА

8 (3522) 46-33-93

ГРАФИК РАБОТЫ
ПН ВТ СР ЧТ
9.00-19.00
ПЯТНИЦА, СУББОТА - 10.00-17.00
ВОСКРЕСЕНЬЕ - ВЫХОДНОЙ*
Последний вторник месяца – санитарный день.
График работы библиотеки в праздничные дни уточняйте по тел. 8 (3522) 46-33-93

Крупская Н. РКСМ и бойскаутизм (1923)


Крупская Н. К. РКСМ и бойскаутизм / Н. Крупская. – Москва: Красная новь, 1923. – 54, [2] с. – 10.000 экз.

Надежда Константиновна Крупская – автор многочисленных воспоминаний о В. И. Ленине, работ по истории партии большевиков, коммунистическому воспитанию, педагогике, феминизации, библиотековедению.

В советское время только ее педагогические сочинения выходили в десяти томах (М., 1957–1963). Однако даже у соратницы В. И. Ленина нашлись «темные пятна».

Во второй части «Сводного списка книг, подлежащих исключению из библиотек и книготорговой сети» (М., 1961) можно найти две запрещенных работы Надежды Константиновны – «Воспитание молодежи в ленинском духе» ([М.], 1925) и «РКСМ и бойскаутизм», которая выходила дважды (в 1922 г. тиражом 7.500 экземпляров и в 1923 г. тиражом в 10.000 экземпляров).

В основу последней лег доклад Н. К. Крупской «О бойскаутизме», с которым она неоднократно выступала в 1921 году. Эта речь фактически стала провозвестником тех устоев, на которых позднее стала базироваться пионерская организация.

В Курганской областной библиотеке им. А. К. Югова хранится второе издание статьи «РКСМ и бойскаутизм». Главной целью брошюры было, «с одной стороны, подчеркнуть все отрицательные стороны бойскаутизма, с другой, указать на целесообразность бойскаутовских методов».

В первую очередь поражает жесткая критика сложившейся в стране ситуации с молодежным движением.

Сначала Надежда Константиновна объясняет особенности психологии переходного возраста (12–18 лет): подросток хочет активно опробовать свои силы и в то же время желает, чтобы его энтузиазм выливался в осознанную, приносящую результат деятельность, а не в бессмысленную игру. Именно поэтому жизнь молодежи кипела в военные годы, однако начались революционные будни с тяжелой кропотливой работой по строительству нового общества, и молодые люди стали уходить из союза неудовлетворенными, поскольку методы работы комсомола, сформировавшиеся в годы Гражданской войны, «не дают исхода этой бьющей через край энергии молодежи».

Одновременно Н. К. Купская отмечает формализацию РКСМ: «… они … склонны ограничивать свою работу исключительно всякими представительствами и выступлениями», указывая, что характерно это преимущественно для ставших лидерами юношей и девушек из интеллигенции, в то время как рабочие и крестьянские подростки, склонные к образному, а не к абстрактному мышлению, стали пассивным грузом комсомола.

Именно для активизации работы среди молодежи и для ее привлечения в коммунистические ряды Н. К. Крупская предлагает бойскаутские методы подхода к подростку, подчеркивая при этом, цели бойскаутизма – привитие патриотизма, религиозности, покорности королю, родителям, хозяевам – враждебны Советской власти.

Итак, что предлагает перенять у бойскаутов Н. К. Крупская?

– провозглашение характерного для взрослого человека идеала, которому подросток мог бы отдаться со свойственным ему энтузиазмом;

– создание торжественности в мероприятиях, поскольку необходимо учитывать влияние внешнего эффекта на соответствующий возраст;

– создание трудностей (по нарастающей) в достижении каких-либо целей (например, принимать в члены РКСМ только при соблюдении определенных условий), поскольку это позволяет подростку проявлять активность, выплескивать нерастраченную энергию, самореализовываться и поднимать самооценку. При этом частные цели должны быть связаны с общей целью;

– ношение опознавательных знаков, воспитывающих ответственность за свои поступки, поскольку судить по значку (галстуку) подростка будут не как самостоятельную личность, а как представителя большой организации;

– активизация самостоятельной работы, поскольку она «развивает характер» и формирует личность;

– введение элемента игры для приобретения определенных навыков, физического и интеллектуального развития;

– организация производственной пропаганды (освоение специальностей хотя бы на минимальном уровне, экскурсии на предприятия, участие в обучающих курсах);

– применение полученных знаний на практике (что, в частности, со временем вылилось в движение тимуровцев);

– привитие умения действовать коллективно.

Как мы видим, бóльшая часть методов позднее активно использовалась в пионерской и комсомольской работе, поскольку лидеры страны отлично понимали, что легче всего повернуть к «новой» жизни именно молодое поколение, воспитав его в нужном ключе.

Почему статью запретили? Причин может быть несколько. Подробный анализ запрещенного в Советское время бойскаутского движения, резкая критика молодежного движения начала 1920-х годов, похвальное слово Л. Троцкому и троцкистам.

Елена Гаева



8 апреля 2019

Первое мая (1925)

16 декабря 2023

Ленинград 1944

6 декабря 2023

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
Закрыть