ГРАФИК РАБОТЫ | |||||||||||||||||||
|
В новом выпуске научно-популярного проекта «В грозные дни войны» рассказываем о книге «Четвертая страница: фронтовая сатира» Мориса Слободского с рисунками Ореста Верейского, выпущенной в 1942 году.
«Четвертая страница» – именно так назывался раздел в газете «Красноармейская правда» Западного фронта.
На этой странице во время войны ежедневно (выходных не было) помещались «карикатуры, басни, фельетоны, сатирический комментарий к международной политической теме дня...» (с. 3).
Небольшая книжка «Четвертая страница» представляет творчество только двух человек – Мориса Романовича Слободского и Ореста Георгиевича Верейского.
Морис Слободской мало известен как писатель, но знаменит как сценарист: он один из соавторов сценариев советских классических комедий «Операция “Ы” и другие приключения Шурика», «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука».
Но в «Четвертой странице» мы видим Мариса Романовича как оперативного фронтового поэта-сатирика. Конечно, шедеврами его произведения не назвать: историю стихов «Священная война» («Вставай, страна огромная») В. И. Лебедева-Кумача или «Жди меня» К. Симонова стихам М. Слободского не повторить, но они точно отражают окружающую его действительность.
В центре города Берлина
У холодного камина
Пишет мужу фрау Минна –
Офицерская жена:
«Нам нужна белья корзина,
Дочке туфли, плащ для сына,
Маме боты из резины,
Шуба мне – еще одна!» (с. 10)
Преувеличение? Нет. Посмотрите на снимки из книги «Документы обвиняют» (Вып. 1. 1943). Кстати, об этом сборнике мы поговорим в другом нашем материале.
А в некоторых случаях поэтические фельетоны Мориса Слободского остаются актуальными и сегодня:
Справа хвалит товар иначе
Голос, похожий на лай собачий:
– Имеется свежая околесица!
Враки – сами в газету просятся.
Самая густая брехня
Исключительно у меня!
Дешевые утки – копейка пара,
Нигде не найти такого товара!
Бери, хватай без всяких приличий!
Большие запасы газетной дичи!
(Фашистская ярмарка, с. 8–9)
Когда они не могут удрать,
Они начинают врать.
Когда им надо ответ держать,
Они начинают дрожать.
– Я первый день, я первый раз,
Я не стрелять на вас...
(Когда они не могут стрелять, с. 57)
Зато Орест Верейский в представлении не нуждается – его иллюстрации к «Василию Теркину» Александра Твардовского, «Тихому Дону» и «Судьбе человека» Михаила Шолохова, «Сыну полка» Валентина Катаева и к многим другим произведениям широко известны и любимы и авторами, и читателями. В книге «Четвертая страница: фронтовая сатира» мы видим его в роли едкого сатирика-графика.
Полистать «Четвертую страницу» можно в отделе Редкой книги Юговки. В следующем выпуске проекта «В грозные дни войны» мы познакомим вас с другими книжными сокровищами времен Великой Отечественной войны из фондов библиотеки.
Елена Гаева, фото Валерии Крапивиной.
В грозные дни войны. «Комсомольцы города-героя»
22 июня 2022