Купить билет

КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ
БИБЛИОТЕКА ИМ. А.К.ЮГОВА

8 (3522) 46-33-93

ГРАФИК РАБОТЫ
ПН ВТ СР ЧТ
9.00-19.00
ПЯТНИЦА, СУББОТА - 10.00-17.00
ВОСКРЕСЕНЬЕ - ВЫХОДНОЙ*
Последний вторник месяца – санитарный день.
График работы библиотеки в праздничные дни уточняйте по тел. 8 (3522) 46-33-93

В грозные дни войны. «Натюрморт в голландской живописи»


В новом выпуске проекта « В грозные дни войны» рассказываем о книге Марии Илларионовны Щербачёвой «Натюрморт в голландской живописи», изданной в 1945 году.

В 1944–1945 годах, когда уже никто не сомневался в победе СССР над фашистской Германией, начинают возвращаться к изданиям книг, которые были написаны до начала Великой Отечественной войны, но публикации которых были заморожены до лучших времен.

«Натюрморт в голландской живописи» Щербачёвой – одна из таких книг. «Сдано в набор 22/VIII 1940 г.», «Подписано к печати 6/I 1945 г.» – читаем в выходных данных.

Щербачёва (Изюмова) Мария Илларионовна (1887–1968) – научный сотрудник Эрмитажа с 1920 года, историк искусства, специалист по западноевропейской живописи. С начала блокады Ленинграда занималась эвакуацией музейных экспонатов: «После ухода второго эшелона в Эрмитаже дел оставалось еще очень много. Следовало снять со стен и накатать на валы большие полотна, спустить с пьедесталов и перенести вниз мраморные и бронзовые статуи, убрать из залов люстры, мебель, бронзу. Все эти предметы были спущены по деревянному настилу в залы первого этажа и расположены под монументальными сводами здания в строго определенном, продуманном порядке».

Но вернемся к книге. Монография начинается с описания взглядов западноевропейских художников XIX – начала XX веков на понятие натюрморта: Сезанна, Мане, Гогена, Ван Гога и других.

Далее Мария Щербачёва анализирует корни голландского натюрморта и указывает на его явное родство со старонидерландской живописью. По мнению автора, первый собственно голландский натюрморт появляется в Гаарлеме.

Мария Щербачёва раскрывает секрет, почему в голландских натюрмортах часто встречается изображение книги. Это связано с Лейденом, где, с одной стороны, с 1575 года функционирует знаменитый в Европе университет, а с другой, имелся привязанный к университету один из крупнейших европейских центров книгопечатания – фирма Эльзевиров. К тому же книга – один из обязательных атрибутов vanitas («суета сует») – популярной в Голландии композиции из книг, письменных принадлежностей, музыкальных инструментов, к которым добавляются череп, глобус и погасшая свеча как напоминание о тщетности всего земного.

Для Роттердама, торгового порта, присущ «кухонный» натюрморт.

В землях от Миддельбурга до Утрехта зародился натюрморт с букетами и ракушками. Интерес к цветам – это последствие увлечения естествознанием в университетах: «изучение редких пород, наблюдение над их свойствами, скрещивание различных видов, ..., составление гербариев...» (с. 31). В то же время здесь нельзя отрицать и необходимость в эстетическом наслаждении в бедной природой стране.

Для Гааги, расположенной на побережье Северного моря, характерны марины – натюрморты с рыбами и морскими животными.

Также автор исследования рассматривает изображение предметов как часть сюжетных картин. Здесь голландцев в первую очередь привлекали предметы домашнего обихода, и Мария Щербачева объясняет, с какой целью тот или иной художник использовал их изображения.

Амстердам, главный торговый центр Голландии «с его знаменитой биржей, с огромным притоком людей самых разнообразных национальностей» (с. 50), породил смешение различных видов натюрмортов.

А в конце XVIII века в Голландии появилась новая разновидность натюрморта – живопись битой дичи.

Заканчивает свою монографию научный сотрудник спорами о термине «натюрморт» (= «мертвая природа»). В частности, автор приводит слова Бюрже: «Разве цветы не живут? У них есть дыхание и здоровье: то они веселы и радостны, то печальны и вянут, они беспрестанно двигаются и поворачиваются к солнцу... Нет в природе натюрморта!» (с. 61).

Елена Гаева, фото Валерии Крапивиной

Использованная литература:

Вахромеева, О. Б. К биографике личности: малоизвестный доклад М. И. Щербачёвой 1940 г. по случаю 175-летнего юбилея Государственного Эрмитажа // Музей – памятник – наследие. 2019. № 1 (5). С. 115–132.



27 апреля 2022


Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
Закрыть