ГРАФИК РАБОТЫ | |||||||||||||||||||
|
Онлайн-проект Юговки «В грозные дни войны» продолжает знакомить читателей с уникальными книгами из коллекции редкого фонда библиотеки, изданными в годы Великой Отечественной войны. В новом выпуске – книга Мариэтты Шагинян «Дневник москвича», напечатанная в 1942 году.
«Оборона Москвы» – первоначальное, более информативное название «Дневника москвича», где описываются первые месяцы обороны столицы СССР.
М. Шагинян в результате эвакуации приехала в Свердловск 6 ноября. А уже 7–10 ноября в своем дневнике отмечает: «Я пишу маленькую серию “Оборона Москвы” для радио и для альманаха, уже сделала две главы, остается еще две».
Буквально через несколько дней Мариэтта Сергеевна подписывает договор с Профиздатом на «книжечку в серию “Бойцы трудового фронта”», но работа встает и только спустя полтора месяца (24–26 декабря) она замечает: «Еще за эти два дня – тщетные попытки начать писать “Оборону Москвы”, слишком часто я за нее бралась и бросала на половине». Но если с первыми двумя очерками писательница мучилась долго, то третий она датирует 31 декабря 1941 года, а 2 января 1942 года заканчивает последний четвертый очерк.
М. Шагинян видела предназначение своих очерков в следующем: «...каждый из нас, очевидцев и современников, должен по свежему следу, пока не начала изменять память, записать все пережитое. Нужды нет, что не получится целого, не будет охвачено все, – одному человеку это и невозможно. Главное – каждый из живых людей в необозримом количестве впечатлений и фактов подметит что-нибудь одно, свое, и вот об этом своем и скажет» (с. 3). И действительно, в «Дневниках москвича» отразились самые яркие моменты, которые запомнились именно Мариэтте Сергеевне.
В первом очерке автор описывает «мобилизацию» московских домов и людей: «Синяя лампочка на лестнице, синие наклейки на окнах, мелом подчеркнутые перекрестки, заложенные доверху мешками с песком зеркальные витрины, кадки, ведра, лопаты, песок и вода – все это одновременно и почти мгновенно водворилось по всей Москве. Стали у ворот дежурные, появился уполномоченный по дому; наверху, на чердаке, захозяйничала пожарная бригада» (с. 5). Также Мариэтта Сергеевна рассказывает о вкладе просветительной и культурно-художественной работы в оборону Москвы.
Второй очерк посвящен «голосам людей», индивидуальным и массовым посланиям, которые поддерживают окружающих морально. По итогам всеславянского митинга автор размышляет: «Славянский вклад в общеевропейскую культуру до Гитлера никем и никогда не оспаривался. Это не был пассивный вклад, а всегда творческий, основополагающий, организующий. Таблица Менделеева, условный рефлекс Павлова, эпический мир Толстого, мелодика Чайковского, Шопена и Шостаковича не повторяют, не ложатся на готовое, а раскрывают двери, ведут, указывают, организуют. И важнейшим признаком славянской культуры всегда была ее всеобъемлемость, общечеловечность идеалов, широкодушие характеров, умение глубоко понять чужую национальную идею» (с. 12).
Третий очерк автор начинает с описания бомбоубежищ и чердаков, подготовленных к фашистским ночным налетам. Но большую часть очерка занимает материал, как «пять советских служащих отстояли от пожара деревянную усадьбу Льва Николаевича Толстого в Хамовниках» (с. 17), уничтожив «тридцать четыре зажигалки и все их очаги» (с. 21). Причем автор подчеркивает: рядом никаких военных объектов нет, усадьба на окраине города, т. е. внешних причин бомбить усадьбу Л. Толстого не было. Но далее М. Шагинян, обращаясь к дополнительным фактам, делает вывод: «Оказалось, что фашисты, в разбойничьем и мародерском нашествии на советскую землю, не случайно избирают наши народные святыни и реликвии». В качестве одно из доказательств она описывает варварские разрушения в Ясной Поляне: «...немцы выкорчевали деревья возле могилы Толстого и похоронили там 75 своих солдат и офицеров; устроили казино в комнате жены Толстого, куда перетащили мебель из кабинета Льва Николаевича; превратили яснополянскую больницу в хлев; раненых разместили в комнате Толстого, выбросив из нее все реликвии; изрубили полку для книг, сделанную самим Львом Николаевичем; напачкали знаком свастики рисунки внуков Толстого; разворовали и отправили в Германию все, что было в музее ценного, в том числе и седло Толстого, употреблявшееся им при верховой езде... Так древний вандал, проснувшийся в цивилизованном арийском ублюдке, идет с бешенством разрушителя на культурные святыни нашего народа» (с. 22).
Последний очерк Мариэтта Сергеевна посвятила описанию работы Государственной библиотеки имени В. И. Ленина (теперь Российская государственная библиотека) и собственных источниковедческих исследований там. Также автор рассказала об особенностях работы предприятий и заводов в военное время.
Елена Гаева, фото Валерии Крапивиной
В грозные дни войны. «Комсомольцы города-героя»
22 июня 2022