ГРАФИК РАБОТЫ | |||||||||||||||||||
|
Онлайн-проект Юговки «В грозные дни войны» продолжает знакомить читателей с уникальными книгами из коллекции редкого фонда библиотеки, изданными в годы Великой Отечественной войны. В новом выпуске – книга рассказов и очерков «Ленинград 1944», изданная под редакцией Е. Катерли, В. Кетлинской, А. Пази в Ленинграде в 1944 году.
Сборник рассказов и очерков ленинградских писателей «Ленинград 1944» по большому счету посвящен людям, восстанавливающим город после блокады. Казалось бы, что экстраординарного можно найти в книге про стройки?
Но открываем содержание экземпляра из редкого фонда Юговки и видим: произведение какого-то автора густо зачеркано чернилами, да так, что прочитать невозможно. Цензура или чья-то прихоть? Проверяем в самой книге, благо, начало рассказа указано – страница 62. Да, 62-я страница есть, только вот она наглухо склеена со страницей 65, а лист между ними со страницами 63–64 отсутствует. Значит, цензура.
В редком фонде Юговки довольно много книг, подвергшихся цензуре в советское время, но преимущественно это относится к изданиям 1920-х – 1930-х годов. А тут 1944 год, когда печатание антисоветчины в принципе невозможно. Поскольку раньше книга была единственным источником знаний, то купирование изданий нередко было частичным: вырезали крамольные страницы, на титульных листах и в содержаниях вычеркивали или вырезали фамилии людей (обычно редакторов, авторов предисловий и послесловий), ставших со временем «врагами народа».
Но возвратимся к нашему сборнику. Если посмотреть на свет, можно прочитать название «Некогда», но фамилии автора не видно. Поиск в Интернете привел к электронной копии всего сборника «Ленинград 1944», размещенной Российской национальной библиотекой (РНБ) в Национальной электронной библиотеке (НЭБ). Искомые страницы есть. Автор – М. Зощенко. Вот и причины цензуры понятны – постановление оргбюро ЦК ВКП(б) «О журналах „Звезда“ и „Ленинград“» от 14 августа 1946 года и выступления А. Жданова в связи с этим в последующие дни. Михаила Зощенко обвинили в клевете на советских людей, заклеймили «пошляком» и «подонком», а его произведения приказали изъять из библиотек. Результат травли мы и видим на примере книги «Ленинград 1944».
Ничего крамольного в тексте Михаила Зощенко нет. А чтобы вы лично убедились в этом, предлагаем ознакомиться с полным текстом.
Елена Гаева
Приложение
[Орфография и пунктуация источника сохранены.]
[с. 62:]
М. Зощенко
НЕКОГДА
Драматическая сценка
Бульвар. Скамейка. На скамейке молодой человек. Он посматривает на часы. Видимо ожидает кого-то. Встает. Всматривается в даль. Пожимает плечами. Снова садится. Неожиданно произносит пылкую речь, как бы обращаясь к невидимой собеседнице.
1
Он (жестикулируя). Я люблю вас, Анна Петровна... Слышите... Люблю так, как никогда и никого не любил... Вы для меня все – жизнь, свет, солнце... Без вас весь мир для меня – пустыня... Аничка! Вот уже третий месяц я люблю вас... Конечно, вы можете спросить меня – почему я молчал, почему я раньше ничего не говорил вам об этом... Да как-то не пришлось сказать... некогда было, не до того... то есть в том смысле «не до того», что происходили какие-то вещи более важные... Нет, я не хочу сказать, что чувство мое – нечто неважное... Короче говоря, Аничка, я специально попросил вас сегодня притти, чтоб наконец сказать вам об этом... Я люблю вас, Анна Петровна... Аничка...
Молодой человек как бы берет чью-то руку, целует ее. Потом заключает в объятия свою невидимую собеседницу.
Из-за кулис выходит молодая женщина. Она с удивлением взирает на молодого человека, принявшего странную неестественную позу.
[с. 63:]
2
Она. Коля... Коля, что с вами?..
Он (смущаясь). Да это я так... Немного знаете, как его...
Она. Хотели руки размять?
Он. Руки хотел размять... затекли... Все время висят вниз и конечно, так сказать... затекают...
Она. А-а... А уж я думала – у вас эпилепсия или что-нибудь вроде этого...
Он. Ну, что вы, Аничка...
Она. Я, кажется, немного запоздала?
Он. Ничего. Пустяки. Это даже к лучшему.
Она. То есть что к лучшему – то, что я долго не приходила? Значит вам лучше без меня? Очень мило.
Он. Нет, Аничка... Я говорю, что... ну просто у меня было время все обдумать, привести в порядок свои мысли. Так как я должен вам сказать нечто очень важное...
Она. Ну я слушаю...
Он. Я хотел... Впрочем, вы наверно сами знаете, о чем я хотел вам сказать.
Она. Нет, не знаю...
Он (торжественно). Анна Петровна... Сегодня я хотел вам сказать... что я... так сказать... вообще говоря...
Она (посмотрев на часы). Коля, только не тяните так... Мне сегодня страшно некогда. Я буквально на десять минут пришла... Ведь мы сегодня заканчиваем окраску дома и переходим к разбивке сквера во дворе.
Он. Ах, уже заканчиваете ремонт!
Она. Я же и говорю – заканчиваем окраску и переходим к скверу, который делаем по эскизу нашего же художника.
Он. И значит по дому уже все сделали?
Она. Восстановили все оконные рамы, заделали пробоину от снаряда, заштукатурили. И теперь красим.
Он. И все сами?
Она. Только лишь силами самих жильцов.
Он. Ну молодцы, молодцы... Прямо, ей-богу... Аничка, прямо вы... (целует ей руку).
Она. И взяли на себя обязательство к празднику закончить весь ремонт. Дом будет, как игрушка, как новенький...
Он (торжественно). Анна Петровна... Аничка...
Она. Я слушаю вас, Коля...
[с. 64:]
Он (еще более торжественно). Анна Петровна... А ведь прямо сердце радуется. Прямо испытываешь такой восторг... Ну молодцы люди, прямо молодцы... Все своими руками...
Она. Да, все своими силами... И ведь ни у кого никакой квалификации не было. А теперь: одна – печник, другая – штукатур, третья... Конечно молодцы. (Посмотрев на часы). Да, Коля, о чем же вы хотели мне сказать?
Он. Ах, да, Аничка... Совсем из головы вон... Ведь я хотел вам сказать... И для этого специально попросил вас притти поговорить. (Торжественно). Анна Петровна...
Она (посмотрев на часы). Коля, только у меня буквально четыре минуты осталось. Уложитесь со своим разговором?
Он. О да, вполне. Тем более что и у меня в семь часов совещание.
Она. А у вас что за совещание?
Он. Так я же вам говорил, Аничка. Ведь наш район тоже дал обязательство закончить все к празднику. И если у вас дела неплохо идут, так и мы лицом в грязь не ударим.
Она. Правильно.
Он. Только у нас, Аничка, посложней дела. Одну мостовую перемостить – восемьсот квадратных метров. Да садовой решетки – триста погонных метров... Да...
Она. А сделаете, успеете?
Он. Вопрос чести, Аничка... Обязательно сделаем. И так сделаем, что и следов не останется от разрушения. Ну – красота будет...
Она. Молодцы...
Он. Конечно молодцы... (Торжественно.) Анна Петровна... (С волнением.) Аничка, а ведь просчитались немецкие мазурики. Хотел все уничтожить, разрушить, пустыню сделать. Не вышло. Еще лучше будет у нас, еще красивей...
Она. Да, Коля, не удалось им...
Он. И ведь теперь такую радость испытываешь... такое состояние... Аня, Аничка...
Она. Ну мне пора итти, Коля.
Он. Ах, уже уходите... Как жалко, право... Так хотелось бы еще поговорить с человеком, который...
Она. Кстати, вы мне что-то хотели сказать...
Он (торжественно). Анна Петровна... Я хотел вам сказать нечто очень важное...
Она. Ах, тогда знаю, догадываюсь... Мне уже говорили... Сегодня будет передано важное сообщение...
[с. 65:]
Он. Разве? Кто вам сказал?
Она. Ну сказал один человек...
Он. И что, что в сообщении? Ну говорите же, Аничка.
Она. Еще не знаю это, но что-то очень важное...
Он. Тогда я побегу, узнаю...
Она. А то, что вы хотели мне сказать, тогда уж в другой раз. Да, Коля?
Он. Да, тогда уж как-нибудь в следующий раз. А-то сегодня действительно... просто некогда... Ну, привет, Аничка... Бегу...
Она. Привет, Коля. Счастливо.
Она идет в глубь сцены. Он смотрит ей вслед.
Он. Ах, чорт... А ведь опять не сказал... Как же это так вышло... То одно, то другое... (Тихо.) Аня... Аничка... я люблю вас... (Сжимает воздух в своих объятиях.)
Молодая женщина оборачивается.
Она. Коля... Коля, что с вами?.. Нет, ей-богу вы припадочный...
Он. Да нет, это я так, Аничка...
Она. Коля, вы непременно сходите к врачу, посоветуйтесь. По-моему, у вас что-то неблагополучно... с нервами...
Он. Да все некогда... Ах, вы говорите – к врачу... Нет, мне этого не требуется, совершенно здоров... Ну привет, Аничка. Желаю вам удачи...
Она. Привет, Коля... Кстати, о чем вы мне хотели сказать?.. Нет, нет, не подходите... некогда... Крикните издали...
Он. Что я... что я люблю вас...
Она. И я вас, Коля...
Оба стремительно расходятся в разные стороны.
Елена Гаева, фото Валерии Крапивиной.
В грозные дни войны. «Комсомольцы города-героя»
22 июня 2022