Купить билет

КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ
БИБЛИОТЕКА ИМ. А.К.ЮГОВА

8 (3522) 46-33-93

ГРАФИК РАБОТЫ
ПН ВТ СР ЧТ
9.00-19.00
ПЯТНИЦА, СУББОТА - 10.00-17.00
ВОСКРЕСЕНЬЕ - ВЫХОДНОЙ*
Последний вторник месяца – санитарный день.
График работы библиотеки в праздничные дни уточняйте по тел. 8 (3522) 46-33-93

В Юговке пахнет «КинЗой»: 1 марта тюменцы привезли в Курган фестиваль документалок


Эхо «КинЗы» – это послесловие прошедшего в ноябре в Тюмени очередного, уже девятого, «фестиваля фестивалей». Организаторы поручились: в Курган они привезли лучшее из того, что было показано на ведущих киноплощадках страны – Открытом фестивале документального кино «РОССИЯ» (Екатеринбург), Международном фестивале документального кино «Флаэртиана» (Пермь), Международном фестивале документального кино «Делай Фильм» (Москва).

– Принято считать, что провинция – хотя я не считаю Курган провинцией – это какая-то дыра, где нет большого театра, нет большой музыки, – говорит главный координатор «КинЗы» Елена Сорокина (Тюмень). – Я с этим не согласна. А ещё у нас есть высокое искусство кино, с помощью которого мы можем так же просвещаться, как и книгами, и прослушиванием симфоний в филармонии, и просмотром спектаклей в театре. Для этого и существует наш, тюменский, фестиваль документального кино сейчас.

Три зала Юговки в течение всего дня работали как кинотеатры. С 10 до 19 часов в режиме нон-стоп здесь крутили документалки. Гости «КинЗы» могли посетить 28 фильмов: если бы их смотрели все подряд, без перерыва, то едва бы уложились в сутки!

В лекционном зале показали программу тематических блоков «История», «Медицина», «Театр и кино». В блоке «История» зрители увидели картину «Осанна» (реж. Алексей Барыкин) о жизни и подвижнической деятельности великой княгини Елизаветы Фёдоровны, открывшей первую в России общину, где учили сестёр милосердия. Прогуляться по зданию тобольской пересыльно-каторжной тюрьмы, где в разные годы пришлось побывать и Достоевскому, и Солженицыну, смогли гости «КинЗы» вместе с Анастасией Романовой – режиссёром короткометражки «Тюремный замок» (сейчас там находится музей с хостелом!). О судьбе героического корабля «Беззаветный», блистательно провёдшего в 1988 году операцию по вытеснению военных американских кораблей из территориальных вод Советского Союза, поведал курганцам фильм Татьяны Скабард «Последний парад „Беззаветного”», а обратиться к такому уникальному социокультурному феномену советской жизни, как еда, позволила лента Бориса Караджаева «Еда по-советски». Фильмы «Кардиополитика» (реж. Светлана Стрельникова) и «Кровь» (реж. Алина Рудницкая), объединённые в блок «Медицина», рассказали гостям фестиваля о проблемах, с которыми сталкиваются врачи и их пациенты. Искусству спасать жизни вторило искусство врачевать души. В блоке «Театр и кино» показали фильмы об актёре Михаиле Ульянове («Ульянов про Ульянова», реж. Иван Твердовский), сыгравшем за свою жизнь и Ленина, и колхозника, и актрисе Татьяне Самойловой («Таня…», реж. Павел Мирзоев) – женщине, проснувшейся знаменитой после триумфа фильма «Летят журавли» на Каннском кинофестивале.

– Я привела детей на фильм о Фитине (д/ф «Докладываю, товарищ Сталин…», реж. Эдуард Улыбин), чтобы познакомить их с профессией военного разведчика, – говорит классный руководитель кадетского 4 В класса школы № 42 Ольга Каблукова. – Хотела, чтобы ребята узнали, чем знаменит наш земляк, что он сделал для Родины, чтобы они вообще имели представление, что разведчик – это не тот, кто бегает, стреляет и улыбается красивым женщинам, а тот, кто трудится и защищает свою страну, но труд его незаметен, а мир поддерживается только благодаря ему.

В Центре чтения гостям продемонстрировали программу блоков «Россия», «Спорт» и «Искусство». Жизнь россиян из глубинки тематически объединяет фильмы первого блока. Почему молодежь из-под Екатеринбурга перестала уезжать из родного села Миронова на реке Реж, рассказал д/ф Никиты Боброва и Павла Фаттахутдинова «Уехать нельзя остаться», а о попытке реанимировать законсервированный шахтерский посёлок на Шпицбергене и сделать из него центр арктического туризма – лента Ивана Твердовского «Велком ту Пирамида». Картина-миракль Дины Бариновой «Прощёный день» – иллюстрация жизни семьи Самодуровых из-под Воронежа, состоящей из слепых от рождения Шуры и её двух братьев – уже названа лучшей на престижных международных кинофестивалях. Две истории взросления – «Бумажные звёзды» и «В центре циклона» (реж. Лиза Козлова) – позволили зрителям вернуться в детство и вспомнить, каково быть подростком и как глубоки переживания, о которых мы, взрослые, забыли в суматохе будней. С другой стороны – гордость за свою страну. Двухсерийный фильм Сергея Мирошниченко «Кольца мира» предложил зрителям вспомнить и заново пережить события Олимпийских игр в Сочи, которые теперь, спустя пять лет, уже можно рассматривать как историческое событие. Блок «Искусство» тоже заставляет гордиться Россией. Из картины Расима Полоскина и Игоря Левина «Ансамбль им. А. В. Александрова. Возвращение на сцену» горожане узнали о жизни прославленного коллектива после страшной трагедии 2016 года, когда в авиакатастрофе под Сочи погибли 64 сотрудника ансамбля, включая художественного руководителя. Документальная лента «Attacca» (реж. Алина Филиппова) позволила гостям Юговки понаблюдать за сотрудничеством известного композитора Владимира Мартынова с электронными музыкантами Moa Pillar (Фёдор Переверзев) и Zurkas Tepla в рамках концертной коллективной импровизации. А «И тогда неминуемо приходит один из нас…» (реж. Игорь Морозов) – фильм-портрет художника, скульптора и иллюстратора Лидии Шульгиной, в котором вместе с семьёй и друзьями героини курганцы попробовали расшифровать послание, оставленное после себя художником.

– Первый фильм, который я посмотрела, «Бумажные звёзды» (реж. Инна Омельченко), – говорит студентка медицинского колледжа Зоя Саломатина. – Он меня тронул, потому что у меня тоже была такая ситуация, когда ты приезжаешь в лагерь, и сначала несколько дней ревёшь, потому что хочешь уехать, а под конец смены, когда уже появились друзья и они очень дороги, тебе сложно расставаться с ними, и опять же слёзы, только уже другие. В этом фильме всё настолько естественно, как в реальной жизни, здесь хорошо видно, что это не актёры играют, а просто люди живут.

В малом зале царила самая творческая, самая свободная атмосфера. Здесь транслировались фильмы блоков «Театр и кино», «Искусство», «Профессия и хобби». Зрители смогли понаблюдать за тем, как самый модный московский режиссёр Римас Туминас ставит в Большом оперу «Пиковая дама» – этому спектаклю Тофик Шахвердиев посвятил свою ленту «Вся наша жизнь – игра». Вместе с первокурсниками МХАТа (мастерская Дмитрия Брусникина, которого не стало в 2018 году) гости Юговки отправились в путешествие из Москвы во Владивосток в поисках человеческих историй для нового спектакля («Насквозь», реж. Ольга Привольнова), а ещё – понаблюдали за буднями актёров массовых сцен, которые только мечтают о больших экранах и предвкушают будущую популярность («Массовка. Крупный план», реж. Александр Зубовленко). О попытке построить в Крыму собственный Голливуд рассказал зрителям фильм Бориса Караджаева «„Фабрика грёз” для товарища Сталина», а картина Натальи Кононенко познакомила с режиссёром Виталием Каневским и его победой в Каннах в 1990 году («Живёт такой Каневский»). Одной из самых ярких лент Эха «КинЗы» в Кургане однозначно можно назвать «Притяжение синевы» Владимира Лютова – фильм об основателе жанра игрового подводного кинематографа Андре Лабане, бывшем операторе и инженере из команды Кусто. Жизнь и творчество семьи московских художников Владимира Сальникова и Нины Котел (д/ф «ВоваНина», реж. Наталия Назарова) позволили гостям опровергнуть мысль о том, что двоим людям искусства не ужиться вместе. Наиболее драматический эпизод жизни Осипа Мандельштама – его чердынская ссылка – представил фильм «Тринадцать ночей» (реж. Борис Караджаев). О том, как запечатлеть себя в вечности, поведали документальные фильмы «Все хотят жить вечно» (реж. Евгений Голынкин) о коллекции произведений искусства кардиохирурга Михаила Алшибаи и «Резьба по дереву» (реж. Инна Лесина) о художнике Саше Галицком, который уже много лет работает с пожилыми людьми в домах престарелых в Израиле: учит их рисовать и работать с деревом, – а ещё записывает их истории.

– У меня после «Насквозь» мурашки, меня так торкнуло! – с огромными глазами выходит из зала Антонина Махнёва, специалист отдела маркетинга Юговки. – У меня сейчас чувство, что я посмотрела фильм Юрия Быкова. Я очень хочу его пересмотреть ещё. Это очень сильно.

– Я вообще просто хотела привести своих студентов на фестиваль, – рассказывает Ольга Сазонова, куратор группы 176 из Курганского промышленного техникума. – Они у меня технари, будущие крановщики, и я хотела, чтоб они узнали, что есть не только художественное кино, которое они в кинотеатре смотрят, что есть еще и кинодокументалистика. И я специально их привела на фильмы о Виталии Каневском, об Андре Лабане, об искусстве – чтобы они знали, что есть люди увлекающиеся, заинтересованные.

– Сейчас, когда «КинЗА» разрослась не только на всю Тюмень и Тюменскую область, но и до Кургана добралась, можно говорить о том, что тема искусства является центральной в программе не ради студентов института культуры, для которых фестиваль изначально был придуман в 2008 году, – комментирует Елена Сорокина, – а потому, что искусство – это отражение человека самого, его внутренних переживаний, жизни его, самовыражения его. Это переложение нашей собственной жизни во что-то материальное, чтобы после нас что-то осталось.

Документальное кино, считают организаторы «КинЗы», – прекрасный инструмент медиаобразования: узнать что-то новое интересно в любом возрасте и никогда не поздно. С другой стороны, важно приобщить зрителя к кинодокументалистике, предложив им взглянуть на неигровое кино как на творчество, на отражение самой жизни.

– По культурным мероприятиям такого масштаба я так соскучился, они нам так необходимы, – делится зауральский режиссер-документалист Александр Голубкин. – Даже не столько для людей старшего возраста, как для молодежи. То, что такой фестиваль появился, это нам повезло! Когда перед нами школьников выстраивают, а они выходят из зала после фильма с другими глазами – это дорогого стоит. Если мы не будем сейчас заниматься молодёжью, то кто?

– Библиотека позиционирует себя как культурный и образовательный центр, – заявляет директор Юговки Наталья Катайцева. – Документальное кино – это как раз тот формат, который позволяет соединить, с одной стороны, образование, знание жизни, взгляд на повседневность, взгляд в историю, формирует какую-то позицию, прежде всего гражданскую позицию, а с другой – это элемент культуры, не случайно фестиваль проходит под эгидой министерства культуры. Документальное кино сегодня очень разнообразно представлено тематически и потому удовлетворит запросу любого зрителя. Мы рады, что к нам пришли и люди, которые любят собственно кино, и люди, которые интересуются историей России и культурой России, интеллектуалы, и те, кому в принципе интересна жизнь людей. Мы надеемся, что дружба с «КинЗой» станет для Кургана хорошей традицией.

Партнеры фестиваля – Гильдия неигрового кино и телевидения Союза кинематографистов и ведущий киновуз России – Всероссийский государственный институт кинематографии имени С. А. Герасимова. В Кургане Эхо «КинЗы» отзвучало в 2019 году впервые.

Рина Могутова.



2 марта 2019


Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
Закрыть