ГРАФИК РАБОТЫ | |||||||||||||||||||
|
Юговка продолжает знакомить читателей с уникальными изданиями из Отдела краеведческой и редкой книги библиотеки, выпущенными в годы Великой Отечественной войны. В этом выпуске – книга «Фронтовой фольклор» (записи, вступительная статья и комментарии В. Ю. Крупянской; под редакцией и с предисловием профессора М. К. Азадовского), выпущенная в 1944 году в Москве.
Государственный литературный музей, издавая эту небольшую книжку, явно ставил своей задачей не только ознакомить читателей с фольклором, родившимся в годы Великой Отечественной войны, но и призвать людей записывать и присылать в музей элементы народного творчества, поскольку «песни и частушки, сказки и легенды, пословицы и поговорки наших дней – ценнейший исторический документ» (с. 128), ибо в отличие от официальных документов изнутри отражает моральный дух воюющих, их внутренний настрой, внутреннюю «установку».
Помимо перечисленного дирекция Литературного музея просила присылать «прибаутки, острые словечки, ласкательные прозвища своих орудий, клички врагов и т. д.», «записи рассказов о боевых эпизодах и о наиболее выдающихся людях вашей части», стихи, «дневники, записные книжки фронтовиков, так как в них зачастую встречаются песни, стихи и другие литературные материалы» (с. 128).
По сути, это издание – инструкция с примерами, что интересует ученых-фольклористов. Именно поэтому на последних страницах можно найти краткую программу по сбору народного творчества. Одновременно это практически первый, далеко неполный опыт записи фольклора военных лет, ведь даже народное творчество войн XIX века к середине прошлого столетия было почти полностью утрачено.
Материал, представленный здесь, в основном собирался в течение нескольких месяцев в военных частях и госпиталях Верой Юрьевной Крупянской, ставшей со временем известным этнографом и фольклористом Советского Союза.
В вступительной статье она отметила, что особенность фольклора Великой Отечественной войны в том, что народное творчество находилось под сильным воздействием музыкальных и литературных образцов. В книге можно найти фронтовые варианты «Катюши», «И кто его знает» М. Исаковского, «Песенки о капитане» В. Лебедева-Кумача, «Тучи над городом встали» П. Арманда и других песен и стихов:
Синенький, скромный платочек
Немец в деревне украл,
Тёмные ночи, поздней порою
Спину он им накрывал.
Порой ночной,
Лишь ветра порыв, сильный вой...
Накрывшись платочком,
Сжавшись комочком,
Мёрзнет фашист под Москвой... (с. 78–79)
Крутится, вертится «Хенкель» с крестом,
Крутится, вертится над головой,
Крутится, вертится, хочет упасть, –
Офицер курицу хочет украсть (с. 81).
На закате ходит Гитлер,
Как щенок, поджавши хвост,
Поморгает правым глазом:
У него великий пост.
ПРИПЕВ: Так кто его знает,
Чего он моргает?
Чего он моргает,
Кто его знает? (с. 82)
Записанные частушки – самый оперативный жанр:
Гитлер Геринга спросил:
«Что ж Москву не разбомбил?»
Тот в ответ: «Ты больно прыток –
Знаешь, сколько там зениток?» (с. 90)
Сыпь, гармонь, неутомимо,
Пусть услышит немец-гад:
Не сдали врагу Москву мы,
Не сдадим и Сталинград! (с. 93)
Бравый унтер-офицер
Нёс культуру в СССР,
Идеи нёс «гуманные»,
А спёр часы карманные (с. 97).
Расстреляла немцев рота
Роту вшей из пулемета,
Только немцам не везёт:
Вместо роты – полк ползёт (с. 97).
Пословицы, поговорки, прозвища, загадки, родившиеся на полях сражений, нередко понятны только при расшифровке: «Машина системы Рено, имеет две скорости: “тпру!” и “но!” – сказано при следующих обстоятельствах: в одном из отделов штаба срочно понадобилось послать на передовую вестового; по условиям обстановки нельзя было проехать на машине, ему дали лошадь. Взобравшись в сани, вестовой шутливо и произнес эту поговорку» (с. 103); «Борис Петрович – прозвище бронепоезда» (с. 106), «Старшина фронта, огородник, кукурузник, уточка – прозвище самолета У-2» (с. 107), загадка «Не солнце, а сияет; не мина, а врага уничтожает» (отгадка: «Советский штык», с. 108).
Елена Гаева, фото Валерии Крапивиной.
В грозные дни войны. «Комсомольцы города-героя»
22 июня 2022Национальная электронная библиотека
Единое электронное пространство знаний. Содержит коллекции оцифрованных документов (как открытого доступа, так и ограниченных авторским правом).