ГРАФИК РАБОТЫ | |||||||||||||||||||
|
Библиотека имени А. К. Югова продолжает проект «Учитель, будь солнцем». Сегодня героем интерактивного урока стал педагог-новатор, которому на практике удалось воплотить идею воспитания «нового человека», Антон Семёнович Макаренко.
Участниками встречи «Настоящий характер» стали студенты Курганского госуниверситета, института педагогики, психологии и физической культуры. Сотрудники зала гуманитарной литературы рассказали о том, с чего начинался профессиональный путь легендарного педагога. Антон Макаренко родился в селе Белополье Харьковской губернии Российской империи 13 марта 1888 г. в простой семье. В 1904 – 1905 гг. учился на педагогических курсах и получил образование учителя начальных классов. Свою трудовую биографию Макаренко начинает в одной из школ Крюкова. Затем поступает в Полтавский учительский институт.
Гости Юговки посмотрели видеоролик о детстве и юности Макаренко и погрузились в атмосферу конца XIX – начала XX века.
После Первой Мировой войны, Революции 1917 г. и Гражданской войны на улицах появилось огромное количество беспризорных детей и подростков. Они объединялись в банды и несли серьёзную угрозу молодому советскому государству. В 1920 году Антон Макаренко смело решает возглавить Воспитательную колонию имени А. Горького для таких неблагополучных детей. «Нет дефективных детей, есть дефективное отношение к ним», сформулирует педагог.
Так начался путь педагога-новатора. Воспитание в Колонии Макаренко строил на принципе «параллельного педагогического действия». Суть в том, что педагоги работали не с личностью конкретного трудного подростка, а с группой, коллективом. Коллективное воспитание, по Макаренко, базируется на постулате о том, что созидательный труд – это главная сцепка для коллектива. Но при этом зацикленности на одной только физической работе быть не должно. Макаренко считал важным для воспитания юношества единство учебной, трудовой, социальной, спортивной и даже эстетической деятельности. Именно эстетике Антон Семёнович уделял особое внимание. На территории Колонии он всегда разбивал клумбы, а педагогов обязывал выглядеть опрятно и аккуратно. Сам Макаренко даже в самые тяжёлые годы каждый день надевал на работу лучший свой костюм. «Большие достижения в работе колонии объясняются исключительно умелой организацией жизни правонарушителей на основе производительного труда. Дети работают в хозяйстве, и сама работа показывает, какие организационные формы являются наиболее подходящими для работы…», – писал педагог.
Под руководством Макаренко Коммуна добилась впечатляющих успехов! О деятельности педагога-новатора даже узнали на Западе. В 1933 г. СССР посетила делегация Франции во главе с экс-премьером Эдуаром Эррио.
Студенты КГУ узнали не только об успехах знаменитого педагога, но и о гонениях и недоверии властей, с которыми ему пришлось столкнуться. Летом 1935 года Макаренко был переведен в Киев, в центральный аппарат НКВД. Получив руководящую должность, Антон Семёнович попытался перенести свой опыт на другие исправительные учреждения, но не получил никакой поддержки. Более того, в республиканском аппарате НКВД начались репрессии, и его заподозрили в троцкистской деятельности.
Сотрудники зала гуманитарной литературы Юговки не только рассказали ребятам о знаменитом педагоге, но и показали архивные видео и отрывки из документальных фильмов, об Антоне Макаренко и его педагогической системе. Студенты увидели, с какими сложными и порой неуправляемыми детьми и подростками ему приходилось работать, и как его педагогическая система изменила этих ребят и подарила им путёвку в жизнь.
Юговка приглашает на интерактивный урок «Настоящий характер» всех желающих. Записаться можно по телефону: +7(3522) 46-53-48.
Майя Ломова, Валерия Крапивина,
фото Татьяны Косаревой и Анны Кислицыной.
Курганцы встретят светлый праздник Пасхи вместе с Юговкой
18 апреля 2025Электронный каталог КОУНБ им. А.К. Югова
Каталог книг, периодических изданий, описания статей по гуманитарным наукам, экономике, технике, экологии, описания статей о Курганской области