ГРАФИК РАБОТЫ | |||||||||||||||||||
|
3 июня отмечен в календаре как Всемирный день велосипеда (World Bicycle Day).
Отправной точкой в истории велосипеда следует считать 1817 год – время, когда немецкий барон Карл Дрез оформил патент на «машину для бега». Существует легенда, что поводом для её создания послужил предыдущий неурожайный год, резко снизивший поголовье лошадей. Сильно переживая по поводу потерь, Дрез смастерил себе из пары колёс, седла и руля механического скакуна, которого в дальнейшем прозвали по имени изобретателя дрезиной.Чтобы ею управлять, нужно было забраться верхом на раму и отталкиваться ногами. Дрезина не имела тормоза и поэтому могла быть опасна. Как бы то ни было, диковинка смогла заинтересовать публику. Среди иллюстраций того времени можно встретить гравюры, изображающие элегантных мужчин, прогуливающихся пусть и на колёсах, но всё же пешком.
Проложив себе путь в Великобританию, дрезина сменила имя на денди-хорз – что-то вроде «щегольская лошадка», принцип передвижения пока оставался прежним.
В 1839 году шотландский кузнец Киркпатрик Макмиллан, снабдив педалями самокат Дреза, превратил его в велосипед (от старофранцузского «velox» - быстрый, «pes» - нога). Педали с помощью кривошипно-шатунного механизма вращали заднее колесо, их толкали ногами, совершая движения, напоминающие ходьбу. Но изобретение Макмиллана осталось незамеченным, а слава создателя велосипеда досталась другому. Молодой французский рабочий Э. Мишо в 1855 году улучшил систему Макмиллана, поставив педали прямо на передние колёса. Так появилась «мишодина». Эта модель была снабжена системой тормозов. Она поступила в продажу и имела большой успех. Велосипед стал доступным транспортным средством и получил широкое распространение.
Однако, несмотря на все нововведения, ездить на велосипеде удобнее не стало. Рождались такие монстры, как велос с собаками в качестве движущей силы и моноцикл всего с одним колесом.
В 1870 году англичане Дж. Стэрли и У. Хиллмэн изобрели велосипед «пенни-фартинг» (пенни и фартинг – крупная и маленькая монеты). Переднее ведущее колесо было значительно больше, чем заднее, его диаметр достигал 180 см! Таким образом, нажимая на педали, можно было значительно увеличить скорость. Из-за смещённого вперёд центра тяжести такие велосипеды часто опрокидывались, а падение с высоко расположенного седла было опасным.
Первая «железная лошадка» современного образца появилась только в 1884 году Изобретатель Дж. Стэрли снабдил её цепной передачей и почти одинаковыми колёсами, между которыми располагалось седло с небольшим смещением назад. Творение было названо Rover, то есть «скиталец», и именно это слово перешло во многие языки со значением «велосипед». На завершающем этапе к почти сформировавшейся конструкции добавились: в 1888 году стараниями Джона Данлопа – каучуковые шины, в 1895 году – педальный тормоз и механизм свободного хода, в 1950 году благодаря итальянскому велогонщику Туллио Кампаньоло – система переключения передач. Именно в такой комплектации велосипед знаком большинству из нас.
Велосипед «подготовил» появление автомобилей и самолётов. Производители этого популярного транспортного средства, конкурируя друг с другом, стремились повысить качество своего товара, совершенствуя технологии металлообработки, изготавливая точно подогнанные детали – шайбы, подшипники, шестерёнки. Так родилась техническая база, на которой потом развились автопром и авиастроение. Достаточно сказать, что изобретатели самолёта братья Райт начинали как производители велосипедов, а такие всемирно известные автомобильные фирмы как «Rover», «Skoda», «Opel» были основаны как велосипедные компании.
Ещё больше интересной информации можно узнать из книг и журналов зала патентно-технической литературы.
Нанотехнологии: правда и вымысел
2 октября 2024Новый выпуск рубрики «Нескучно о научном». Сотовый мир
3 апреля 2024«Нескучно о научном». Домашние роботы
19 декабря 2023Национальная электронная библиотека
Единое электронное пространство знаний. Содержит коллекции оцифрованных документов (как открытого доступа, так и ограниченных авторским правом).