ГРАФИК РАБОТЫ | |||||||||||||||||||
|
«Старообрядцы – предки многих из нас». Такую тему для разговора взяли родоведы на очередное заседание Зауральского генеалогического общества имени А. П. Свищёва. В Концертном зале Юговки собрались ценители истории, чтобы послушать об этом доклад участницы ЗГО Людмилы Соколовой. Сама Людмила Геннадьевна заинтересовалась этой темой несколько лет назад, но вот исследованием темы старообрядчества в своей родословной занялась недавно.
– Тема старообрядчества интересная, всех увлекает. С кем бы я ни заговорила из людей, кто знает своё прошлое, – земляков, или родоведов из нашего генеалогического общества, оказывается, практически у всех есть предки-старообрядцы.У кого – бабушки, дедушки, прабабушки, но у многих есть, даже у тех, у кого и не ожидаешь, что могут быть они в родне, – рассказала Людмила Соколова.
В этой теме много нового, в последнее время ею интересуются и преподаватели, и студенты, в Курганском госуниверситете, к примеру, проводят много исследований на эту тему, Староверы, старообрядцы, двоедане, раскольники – так называют христиан–приверженцев старой веры. Старообрядчество – это религиозное течение, оппозиционное по отношению к господствующей церкви. Образовалось оно в результате раскола в церковных догматах в середине ХVII века.
Людмила Соколова рассказала об истории церковного раскола из-за введения реформ и его последствиях. Некоторые несогласные целыми селениями или отдельными семьями уходили в леса, осваивали новые земли в чужих краях, вели затворнический образ жизни. Других насильно ссылали в малообжитые места, в том числе и в наши, зауральские края. К примеру, много экспонатов и архивных материалов о старообрядцах в Куртамышском краеведческом музее. Известны целые сёла двоедан, к примеру, село Байдары в Варгашинском округе, откуда родом сама Людмила Соколова.
– Каждое семейство уникально. Во время моего детства о старообрядчестве и вообще о религии в семье говорили мало. Хотя предки мои и были православными, у моей бабушки не было даже икон, это были уже 60-е годы. Но, вспоминая некоторых родственников, в семье таинственно сообщали, что те были двоеданами и рассказывали об их порядках. Например, я запомнила правило отдельной посуды для гостей. А потом я поняла, когда стала медицинским работником, что это ведь правильно – ставить отдельную посуду малознакомому человеку. Говорили мои близкие о двоеданах улыбаясь, но, в то же время, с большим уважением. И я решила заняться исследованием жизни моих далёких предков-старообрядцев, – делится Людмила Соколова.
Исследователь рассказывает, что детально изучить быт и традиции старообрядцев очень помог телесериал, который вышел на российском канале как раз во время начала её работы по изучению судьбы предков-старообрядцев. По словам родоведа, двадцатисерийный фильм «Раскол» режиссёра Николая Досталя очень многое помог понять и показал наглядно костюмы, обстановку, быт старообрядцев, и даже грим соответствовал тому, с чем генеалог встречалась при описании портретов своих предков в исследованиях.
– Староверы описаны как очень трудолюбивые люди, непьющие, некурящие. Очень хорошие работники. Умело вели хозяйство, предприимчивые. Многие из них были раскулачены и сосланы в далёкие земли. В том числе и жители моего села Байдары Охохонины, и семья Подрывановых. Охохонины, к примеру, и в Байдарах поставили такой крепкий каменный дом, что он до сих пор стоит и не разрушается, в нём до сих пор живут люди, – отмечает Людмила Соколова.
Одна из главных трудностей, с которой столкнулась исследователь в работе, – отсутствие записей о жизни старообрядцев в церковных книгах. Такие книги были единственными в те времена документами-летописями. Нет в этих книгах сведений ни о крещении, ни о венчании, ни об отпевании двоедан.
«Раскол был среди церковнослужителей, а получилось, что среди простых людей» – к такому мнению пришли родоведы на встрече. А ещё вспомнили, что среди староверов было немало выдающихся личностей, которые прославили Курганскую область и Россию в целом, далеко за пределами границ. Одним из таких был знаменитый хлебороб Терентий Семёнович Мальцев. Его родное село Мальцево в Шадринском районе тоже было старообрядческим.
Ольга Сапожникова, фото Валерии Крапивиной.
Юговка встретила гостей из Тюменской области!
14 марта 2025В Юговке студенты пытались понять, «в чем логика?»
14 марта 2025Национальная электронная библиотека
Единое электронное пространство знаний. Содержит коллекции оцифрованных документов (как открытого доступа, так и ограниченных авторским правом).