Купить билет

КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ
БИБЛИОТЕКА ИМ. А.К.ЮГОВА

8 (3522) 46-33-93

ГРАФИК РАБОТЫ
ПН ВТ СР ЧТ
9.00-19.00
ПЯТНИЦА, СУББОТА - 10.00-17.00
ВОСКРЕСЕНЬЕ - ВЫХОДНОЙ*
Последний вторник месяца – санитарный день.
График работы библиотеки в праздничные дни уточняйте по тел. 8 (3522) 46-33-93

История Дизеля: человека и двигателя


Слово «дизель» уже давно стало нарицательным. Но мало кто знает удивительную судьбу того, чье имя получил мотор.

Рудольф Дизель родился 18 марта 1858 года в Париже, в семье переплетчика книг. Обучался в Германии, закончил училище, а затем Аугсбургскую политехническую школу. После этого был приглашен в Мюнхенскую Высшую техническую школу, которую в 1880 году закончил, сдав выпускные экзамены с лучшими результатами с начала ее существования. Получил степень доктора и на полгода отправился практиковаться на машиностроительную фабрику братьев Зульцер в Швейцарию.

А вскоре мюнхенский профессор Карл фон Линде, очарованный прилежным и схватывающим все на лету молодым человеком, предложил ему место директора филиала своей фирмы в Париже. Именно профессор заинтересовал Дизеля проблемами тепловых двигателей и моторов внутреннего сгорания. За десять лет Дизель создал сотни чертежей и расчетов двигателя, работавшего на аммиаке.

Фантазия молодого инженера не знала границ – от миниатюрных моторчиков для швейных машин и прялок до гигантских стационарных агрегатов, использующих солнечную энергию.

28 февраля 1892 года Рудольф Дизель получил патент под названием «Рабочий процесс и способ конструирования двигателя внутреннего сгорания для машин». Именно эту дату считают днем рождения дизельных двигателей.

«Моя идея – писал он семье в Мюнхен, - настолько опережает все, что создано в данной области до сих пор, что можно смело сказать – я первый в этом новом и наиважнейшем разделе техники на нашем маленьком земном шарике! Я иду впереди лучших умов человечества по обе стороны океана!»

Увы, первый экспериментальный двигатель – махина весом 4, 5 тонны оснащена была трехметровым маховиком- взорвался, чудом не убив никого из рабочих и инженеров аугсбургской фабрики. Но уже через 5 месяцев, в январе 1895 года, двигатель Дизеля работал целую минуту при 8 оборотах. Полгода продолжались испытания и не дали ничего. И только в конце 1895 года мотор «с воспламеняющим от сжатия системы Дизеля» работал без перерыва 17 суток. А еще через два года новый двигатель можно было без опаски показывать широкой публике. Агрегат высотойв 3 метра развивал 172 об/мин и при этом термический КПД составлял 26, 2 процента - вдвое выше, чем у паровой машины. Победа!

1 января 1898 года Дизель открыл собственный завод по производству дизельных двигателей. Работа шла успешно. Первый корабль с дизельным двигателем был построен в 1903 году, через пять лет построен первый дизельный двигатель малых размеров, первый грузовой автомобиль и первый локомотив на дизельном двигателе. В 1936 году впервые запущен в серию легковой автомобиль на дизельном двигателе (Мерседес-Бенц-260D).

И на 39-летнего инженера посыпался золотой дождь. Патенты Дизеля, помимо Круппа и Аугсбурга купили братья Зульцер в Швейцарии, «Дойц» в Германии и многие другие крупные промышленники.

Забросив исследования, Дизель ударился в коммерцию. Чем он только не занимался! Обладатель уже шестимиллионного состояния основал предприятие по строительству электропоездов и финансировал католические лотереи, покупал и продавал всевозможные фирмы и заводы, спекулировал нефтяными участками.

В сентябре 1913 года среди пассажиров парома «Дрезден», следующего в Англию, был Рудольф Дизель. Известно, что он поднялся на борт судна и.. больше его никто не видел. Таинственное исчезновение знаменитого немецкого инженера до сих пор остается одной из самых интригующих и загадочных историй XX века.

Еще больше интересных фактов о жизни и деятельности замечательного изобретателя можно узнать из книг и журналов фонда патентно-технического отдела.

Книга Льва Гумилевского «Рудольф Дизель: его жизнь и деятельность» будет интересна не только юным читателям, на которых эта книга рассчитана, но и широким кругам взрослых читателей. Причина этому и удачно выбранная тема, и удачное литературное выполнение ее автором. Книга о крупнейшем изобретателе, о его творческом пути, о его победах и поражениях. Особый интерес представляет, что книга издана еще в 1934 году и это первое издание этой книги.

(12+)

Любовь Войтова, фото Анастасии Шмелевой



17 марта 2023


Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
Закрыть