ГРАФИК РАБОТЫ | |||||||||||||||||||
|
Накануне весенних каникул шестиклассники школы № 23 занялись отработкой навыков приёмов развития критического мышления и функциональной грамотности. В формате игры «Морской бой» школьники соревновались внутри своего класса. Обе группы слушателей проекта «Школа развития читательских компетенций» (ШРЧК) поделились на пять команд, каждая из которых по очереди делала выстрел в игровое поле. При попадании ребята получали задание, которое выводилось на экран с помощью проектора, а также конверт с раздаточным материалом.
Так, при попадании в однопалубный корабль нужно было выполнить задание на установку соответствия между литературными жанрами и их определениями; между жанрами литературы и родами литературы, к которым они относятся; между писателями и написанными ими художественными произведениями; а также между книгой и её героем. За правильный ответ команда могла получить 1 балл.
Если же подростки подбивали двухпалубник, то за верный ответ им присуждалось 2 балла. Среди заданий – работа с облаком тегов и произведениями, связанными с его тематикой, и восполнение двух пробелов в кластере. Например, по хештегам #Родина, #сражение, #защитники, #Победа юноши назвали балладу М. Лермонтова «Бородино», стихотворение К. Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» и роман-эпопею Л. Толстого «Война и мир», хотя последний они пока ещё и не читали. В кластере, посвящённом А. С. Пушкину (тема легко восстанавливалась по имени няни поэта Арины Родионовны и фамилии его дуэльного соперника – Дантеса), необходимо было назвать промежуточное звено между понятиями «образование» с одной стороны и «дружба», «честь», «свобода» – с другой. Без труда было восстановлено название места учёбы Пушкина – Царскосельский лицей.
Меткий выстрел в каждую палубу трёхпалубного корабля оценивался уже в 3 балла. По подробным ментальным картам необходимо было назвать персонажа из изученных в 5–6 классах произведений (по учебнику В. Я. Коровиной), или известного отечественного писателя-классика, или название книги (каждых по два). Так, например, Лиза Муромская – героиня пушкинской повести «Барышня-крестьянка» – была угадана по таким признакам: «шутка с переодеванием», «дочь отца-англомана», «17 лет», «влюбилась в молодого сына соседа, с которым папенька был в ссоре». Лермонтова школьники «опознали» по указанию его профессии – кадровый военный, а также по его стихотворению «Смерть Поэта», которое произвело фурор в высшем свете. Рассказ Тургенева «Муму» вспомнили, увидев на интеллект-карте противопоставление дворянства и крестьянства: «немые», бесправные крепостные приходили к бунту, когда сталкивались с самодурством помещиков, лишением права на любовь и привязанности, любое личное счастье.
В 4 балла оценивалось попадание в четырёхпалубный корабль. Каждая палуба содержала задание, которое ребятам нужно было определить самостоятельно по раздаточному материалу: например, одно из них было написано в зеркальном отображении, другое – с помощью фонетического алфавита, третье состояло из одних цитат, а четвёртое представляло собой фрагмент диаманты.
Ребята активно «стреляли», часто споря, в какую клетку игрового поля они целятся, искренне расстраивались промахам или попаданию на мину, которая лишала их возможности сделать ход в следующем круге, и ликовали, когда выстрел оказывался метким. Шестиклассников не смущала «цена вопроса»: радовались и одному, и четырём полученным жетонам. Под конец занятия ребята пересчитали их и выявили победителя. Отдельно хочется заметить, что педагог школы № 23 Юлия Воропанова отметила особенно отличившихся ребят оценками по литературе.
Напомним, сотрудничество с 6 классами для команды ШРЧК началось в 2021 году в рамках сайд-проекта Школы развития читательских компетенций. Встречи с подростками проходят также раз в неделю.
ШРЧК вышла на финишную прямую
24 мая 2021