ГРАФИК РАБОТЫ | |||||||||||||||||||
|
К финалу последнего образовательного модуля «Школы развития читательских компетенций» подошли две группы 5 классов. В рамках занятия совместного просветительского проекта Юговки и Ассоциации поддержки библиотечно-информационной деятельности ученики школы № 23 познакомились с редко вспоминаемой сказкой уральского писателя Дмитрия Мамина-Сибиряка из сборника «Алёнушкины сказки».
– «Сказка про Воронушку – чёрную головушку и желтенькую птичку Канарейку» незаслуженно выпала из категории тех произведений, которые детям читают родители, – комментирует куратор ШРЧК Рина Могутова. – Проблема в том, что сложную тему травли дома стараются обходить, как будто её не существует. Однако мы знаем, и сами ребята признаются, что они ежедневно сталкиваются с буллингом то в интернете, то в офлайне: когда становятся жертвой, сами проявляют агрессию или выступают её невольными наблюдателями.
Пятиклассники слушали текст, параллельно составляя ментальную карту по системе образов произведения. Особый акцент они сделали на отношения, связывающие всех героев и персонажей сказки.
– Главная героиня, Ворона, спасает от воробьёв жёлтенькую птичку. Те её хотели заклевать, объясняя: «А чего она такая жёлтая?» Это ведь расизм, – анализируют произведение Диана Яковлева и Саша Дерягин из 5 А школы № 23. – А потом Ворона, познакомившись с Канарейкой, вообще говорит: «Да она разве птица? Она только притворяется птицей!»
Постоянное психологическое давление, которое оказывает Ворона на Канарейку, являясь одновременно её защитницей и обидчицей, взволновало школьников.
– Канарейка живёт с Вороной в одном гнезде, но боится её, – отмечает Матвей Дмитриевских. – Канарейка опасается, что Ворона сможет и её съесть, как раньше воробышка, ей приходится оправдываться, что она на самом деле птица, потому что Ворона ей регулярно угрожает, мол, не поздоровится тебе, если врёшь. И постепенно Канарейка меняет своё отношение к Вороне: от благодарности и сочувствия переходит к неодобрению и опасению за свою жизнь.
Травля (группа травит одного; более сильный травит слабого) в сказке Мамина-Сибиряка показана и в физической, и в психологической форме, а на примере ментальной карты школьники смогли заметить, что для маленьких птичек агрессия Вороны (просто более крупной птицы) и кота Васьки одинакова: оба хищника видят в них игрушку или пищу. С помощью стрелок, направленных ото всех персонажей ко всем пятиклассники не только подробно рассмотрели систему взаимоотношений в произведении, но и раскрыли идею текста. Этот приём, по общему выводу, можно применять при подготовке к контрольным работам по многим гуманитарным дисциплинам, а видоизменив его – и по точным и естественнонаучным.
Итоговым занятием ШРЧК для учеников 5 классов станет библиотечный квест, который состоится на следующей неделе.
ШРЧК вышла на финишную прямую
24 мая 2021Электронный каталог КОУНБ им. А.К. Югова
Каталог книг, периодических изданий, описания статей по гуманитарным наукам, экономике, технике, экологии, описания статей о Курганской области