ГРАФИК РАБОТЫ | |||||||||||||||||||
|
На встрече в Школе развития читательских компетенций слушатели из группы 6 классов познакомились с новеллой Евгения Носова «Белый гусь». Короткий текст имеет все признаки этого жанра: спокойно развивающийся сюжет делает стремительный поворот, неожиданно меняя настроение произведения.
Анализ «Белого гуся» был построен на параллельном обсуждении образов героев и сопоставлении цитат из текста с вопросами тьютора. Ребята описали рассказчика – молодого мужчину, который не первый год приезжает рыбачить на запруду, дружит с деревенским мальчишкой Стёпкой и слегка «воюет» со Стёпкиным большущим домашним гусём. Белый гусь – главный и заглавный герой новеллы – видит в городском рыбаке конкурента и агрессивно соперничает с ним за территорию, нападает, бьёт велосипед своими полутораметровыми крыльями. Стёпка объясняет: сейчас у Белого гуся птенцы, он переживает за них и потому стал ещё злее, чем обычно, после гибели гусыни под колёсами автомобиля. Рассказчик сначала стыдит Белого гуся за то, какой неподобающий пример подаёт «папаша» своему выводку, зато потом, когда внезапно набегает туча и начинается град, понимает, что тот на самом деле – чуткий родитель, готовый пожертвовать собой, защищая гусят от непогоды, перетерпеть боль от попадающих в него градин, но не побежать спасаться, оставляя малышей на произвол судьбы.
Сцена, когда рассказчик видит безжизненное тело Белого гуся, распластавшегося по мокрому лугу, одна из самых пронзительных в новелле. О заботе, любви, самоотдаче героя слушатели проекта сказали немало. Смогли они и провести параллель с реальным миром: родители подчас тоже немалым жертвуют, воспитывая детей, – своим временем, деньгами, вниманием, – и детям свойственно не осознавать, как дорого это может обходиться маме и папе. Шестиклассники привели примеры из жизни, рассказали, что узнали в маленьком гусёнке, вскарабкивающемся на спину мёртвого гусака, самих себя. И «удивительный мир, полный сияющих трав и солнца», открывшийся для гусёнка только тогда, когда он взобрался на тело отца, хоть и показался им привлекательным, всё равно финал произведения вызвал печаль.
– Мы стараемся выбирать для занятий проекта только те тексты, которые будут отзываться у ребят, – комментирует куратор Школы развития читательских компетенций Рина Могутова. – Этих произведений нет в школьной программе, однако они не хуже тех, что входят в список обязательных к изучению в школе, могут проиллюстрировать важные этические категории: любовь, жертвенность, добро, благодарность, восхищение. Команда ШРЧК уверена, что многие подростки не задумываются об этом ежедневно, но, столкнувшись с такими текстами на наших встречах, всё-таки не могут остаться равнодушными.
Школа развития читательских компетенций будет работать на базе курганской школы № 23 до конца текущего учебного года. Второй сезон проекта реализуется в Кургане Ассоциацией поддержки библиотечно-информационной деятельности совместно с Курганской областной универсальной научной библиотекой им. А. К. Югова. В 2020 году командой был выигран конкурс Фонда президентских грантов, сделавший возможным запуск сезона для шести больших групп обучающихся 4–6 классов.
ШРЧК вышла на финишную прямую
24 мая 2021Национальная электронная библиотека
Единое электронное пространство знаний. Содержит коллекции оцифрованных документов (как открытого доступа, так и ограниченных авторским правом).