ГРАФИК РАБОТЫ | |||||||||||||||||||
|
Школа развития читательских компетенций (ШРЧК) продолжает работу пятого учебного модуля. Сегодня две группы учеников 5 классов школы № 23 познакомились с произведением уральского писателя Павла Бажова «Васина гора» из сборника сказов «Малахитовая шкатулка».
Текст бессюжетный – это нередкая особенность сказов, а значит, описать его с помощью лестницы композиции нельзя. Школьники обсудили, как можно трансформировать структуру читательского дневника для каждого конкретного литературного произведения.
– Рассказчик тут играет важную роль, – отмечает ученица 5 А класса Соня Романова. – Мы знаем, что его речевая манера делает повествование выразительнее, ярче, но при этом действия в сказе практически нет или оно передаётся штрихами. Получается, важнее в дневнике зафиксировать образ рассказчика.
– А я считаю, что образ горы как испытания силы духа тоже нужно включить в дневник, – не согласен с одноклассницей Егор Сошников. – Может быть, это и не персонаж даже, но именно с горой связано формирование характера мальчиков – помощников деда Василия и их отношения к труду и нагрузкам.
Слова-ассоциации со сказом «Васина гора» ребята занесли в облако тегов. Среди них пятиклассники отметили понятия #сила, #стойкость, #выносливость, #перевоспитание, #закалка и другие.
Параллельно ознакомительному чтению слушатели ШРЧК знакомились с незнакомыми диалектными словами, которые бытовали на Среднем Урале во времена демидовских и строгановских заводов: «тянигуж», «могутный», «трухляк», «перекоряться»… Работа с лексикой позволила подросткам глубже заглянуть в историю использования просторечия, обогатить свой пассивный словарный запас.
– Наверное, в каждом произведении есть слова, с которыми мы встречаемся впервые, – рассуждает Катя Серкова из 5 Б. – Я бы стала выписывать в читательский дневник и их – вдруг пригодятся, как с цитатами, на всякий случай.
Кроме того, подростки выяснили, почему сначала к деду Василию отправляли в подручные только мальчиков-сирот, а потом его выученики стали отправлять на службу и своих сыновей; как десятилетние помощники проездного сторожа хотели показать, что им любой труд по плечу; какие приметы, связанные с горой, сложились в заводском посёлке.
ШРЧК – долгосрочный просветительский проект, который реализует команда библиотеки Югова совместно с Ассоциацией поддержки информационно-библиотечной деятельности на средства Фонда президентских грантов в 2020/2021 учебном году на базе средней школы № 23 в пос. Увал города Кургана.
ШРЧК вышла на финишную прямую
24 мая 2021