ГРАФИК РАБОТЫ | |||||||||||||||||||
|
А вы знали о том, что Первого мая 1920 года каменистое пыльное Марсово поле в Петрограде чуть не превратилось в цветущий сад, а во время коммунистических праздников на улицах можно было встретить огромную галошу, фигуру буржуа или фигуру Красного призрака («Призрак ходит по Европе, призрак коммунизма»)? Об этом и многом другом читатели узнают в новом выпуске научно-познавательного проекта библиотеки имени А. К. Югова «Неизвестные факты о праздниках советской эпохи».
О том, как на заре Советского союза проводились массовые праздники и гуляния, нам расскажет издание 1926 года «Массовые празднества: сборник Комитета социологического изучения искусств». Книга хранится в секторе Редкой книги Юговки.
Настоящий сборник, со слов составителей, стал первым всесторонним исследованием зрелищной стороны массового праздника. Авторы издания, анализируя накопленный опыт, решили определить те законы, на базе которых праздник «может наиболее целесообразно развернуть самодеятельность масс и вылиться в наиболее яркие и впечатляющие формы» (с. 7).
Также авторы сборника «Массовые празднества: сборник Комитета социологического изучения искусств» говорят о новых формах и задачах театра в связи с его выходом на улицы городов.
Книга начинается с исторического обзора Алексея Александровича Гвоздева разных видов праздников на Западе: церковных процессий, мистерий, празднеств глупцов (шутов, ослов), рыцарских турниров, въездов королей в какой-либо город и других. Эту статью Алексея Гвоздева можно считать одним из первых трудов российского театроведения по истории западноевропейского театра.
Следующая статья – «Хроника ленинградских празднеств 1919–22 гг.» расстрелянного в 1937 году «врага народа» Адриана Пиотровского – посвящена разработке приёмов пролетарских празднований в Петрограде. Наиболее интересны мелкие детали:
– оформлением Москвы и других городов советского государства к годовщине Октября в 1918 году занимались футуристы (а это десятки тысяч аршин холста и маскировка целых зданий и скверов);
– с 1919 года организатором праздников на множестве площадок стала Красная армия, вобравшая в свои ряды наиболее активную молодежь;
– Первого мая 1920 года была предпринята зрелищная, но безуспешная попытка 16-ю тысячами человек превратить каменистое пыльное Марсово поле в сад: «К 6 часам вечера было посажено до 60 тысяч кустов акаций и вербы. Сад зазеленел. Правда, очень ненадолго. К середине лета посаженные неумелыми руками на невозделанной почве и не вовремя растения завяли» (с. 74);
– также 1 Мая 1920 года театральные постановки проводились прямо на трамваях, к которым в качестве сцен цеплялись грузовые площадки.
Далее труд Адриана Пиотровского продолжил коллективный материал «Массовые празднества Ленинграда 1924–25 гг.», где в основном рассказывается о статистике массовых праздников в течение одного года (октябрь 1924 – октябрь 1925 годов): годовщина Октябрьской революции 7 ноября 1924 года и в 1925 году 1 мая, День просвещения 31 мая, Международный юношеский день 6 сентября и опять годовщина Октябрьской революции 7 ноября.
Описания праздников сделаны по схеме: 1) район, 2) организация-участница, 3) автомобиль, повозка, группа, участвующая в организованном движении, 4) общий рисунок украшений, 5) число людей в группе, повозке или авто, 6) костюмы и грим персонажей, 7) расположение (вольное или запланированное), 8) творческая работа группы (сюжет, сольные номера, разговоры со зрителем), 9) как реагировала окружающая публика, 10)кто идет непосредственно с группой.
Всё сопровождается большим количеством таблиц, схем маршрутов движения, обобщающих диаграмм.
Ценность этого статистического материала в том, что он донес до нас атмосферный аромат праздников того времени.
Например, есть подробные описания, как декорировался транспорт: на улице можно было встретить огромную галошу или фигуру буржуа и кукиш против него у завода «Красный треугольник», модель папиросы на козлах из спичек (18+) у табачной фабрики имени Урицкого, модели подков с конскими гвоздями у военно-подковного завода, фигуру Красного призрака у завода «Светлана» («Призрак ходит по Европе, призрак коммунизма»), фигуры слона «СССР» и моськи «Желтая пресса» у клуба имени Молотова и многое другое.
Елена Гаева, Валерия Крапивина, фото Валерии Крапивиной.
Национальная электронная библиотека
Единое электронное пространство знаний. Содержит коллекции оцифрованных документов (как открытого доступа, так и ограниченных авторским правом).