ГРАФИК РАБОТЫ | |||||||||||||||||||
|
А вы знали, что в 20-е годы XX века в Зауралье отмечали праздник День освобождения Урала от Колчака? О нём известно очень мало и, похоже, он был чисто региональным и отмечался 15 июля только в Уральской области, поскольку «15 июля 1919 года передовые части 3-й Красной армии освободили Екатеринбург от колчаковцев».
Об этом и многом другом мы можем узнать из издания «Настольный крестьянский календарь: на 1928 год: бесплатное приложение к Уральской областной «Крестьянской газете» (Свердловск, 1927 г.). Книгу можно найти и в Редком фонде библиотеки имени А. К. Югова.
Издание 1927-го года, когда территория современной Курганской области входила в состав Уральской области. Уже на обложке читаем, что календарь «составлен при участии советами и указаниями крестьян: ... А. Р. Патракова (с. Окуневское Шадринского округа), ... Н. Благодарова (село Н. Полевское Шадринского округа), Ф. Е. Черноскутова (с. Ключевское Шадринского округа) и других».
Как и «Советский календарь» на 1920 год это календарь-справочник, в котором есть общеобразовательная и политическая информация: «Новый счет времени», «Вселенная», «Вся земля», «Как управляется наше государство», «Красная армия и красноармейская служба», «Железнодорожные сведения», «Метрические меры».
Но ориентирован календарь, как и следует из названия, преимущественно на крестьянство: «Выгодный огород», «Доходное куроводство», «Свиней на бэкон» (орфография источника), «Крестьяне-самородки», «Как организовать кооперативы», «Что дают сберкассы крестьянину». При этом здесь есть то, что сегодня бы назвали скрытой рекламой (местной, Уральской области): «Воткинские конные грабли», «Веялка “Уфимка”», «Уральские жернова самые выгодные», «Акционерное общество “Трактор на Урале”».
Парадоксален именник, который мы видим в разделе «Численник» (ежедневный календарь с указанием долготы дня и ночи, восхода и заката солнца и луны). Он явно сделан по образцу церковных святцев, но выбор имен поражает – какая-то церковная, классическая (латинский и греческий языки), древнерусская и новообразованная смесь: 25 апреля – Марк, Марс, Ратмир, Заря, Октябрина, Шахта; 26 апреля – Василий, Пий, Ромул, Садко, Глафира, Сафо; 25 августа: Варфоломей, Беата, Евлогий, Тит, Рената (=Революция – наука – труд); 25 декабря – Гиацинт, Парис, Виталина, Карманьола.
Последующая «Историческая памятка» кратко, с уклоном на местный колорит, повествует, в какой день, год что произошло, например, в марте: «25. 1917 г. Праздник свободы в Екатеринбурге. 26. 1903 г. Расстрел рабочих в Златоусте. 27. 1917 г. Воззвание Петроградского совета о мире без аннексий и контрибуций. 1922. Открылся 2-й съезд РКП(б). 28. Побег Л. Д. Троцкого из Обдорской ссылки» (с. 33).
В «Численнике» также особо выделены праздники и памятные даты: Новый год, день кончины В. И. Ленина, день памяти В. И. Ленина и «Кровавое воскресенье», «Международный женский день» и др.
Однако особо в «Крестьянском календаре» в разделе «Новые праздники» подробно разъясняются следующие даты: Девятое января, Свержение самодержавия, День Парижской коммуны, 1 мая; Союзный праздник (образование СССР); праздник Октября; Освобождение Урала от колчаковщины.
О последнем празднике – День освобождения Урала от Колчака – известно очень мало. Похоже, он был чисто региональным и отмечался 15 июля только в Уральской области, поскольку «15 июля 1919 года передовые части 3-й Красной армии освободили Екатеринбург от колчаковцев» (с. 37). Почему дата освобождения Екатеринбурга, а не другого города стала праздником? Поскольку именно он, Свердловск, был областным центром. Кстати, с 1922 года 15 июля стало официально нерабочим днём на части территории РСФСР.
Елена Гаева