ГРАФИК РАБОТЫ | |||||||||||||||||||
|
А вы знали, что в 20-е годы XX века в Зауралье отмечали праздник День освобождения Урала от Колчака? О нём известно очень мало и, похоже, он был чисто региональным и отмечался 15 июля только в Уральской области, поскольку «15 июля 1919 года передовые части 3-й Красной армии освободили Екатеринбург от колчаковцев».
Об этом и многом другом мы можем узнать из издания «Настольный крестьянский календарь: на 1928 год: бесплатное приложение к Уральской областной «Крестьянской газете» (Свердловск, 1927 г.). Книгу можно найти и в Редком фонде библиотеки имени А. К. Югова.
Издание 1927-го года, когда территория современной Курганской области входила в состав Уральской области. Уже на обложке читаем, что календарь «составлен при участии советами и указаниями крестьян: ... А. Р. Патракова (с. Окуневское Шадринского округа), ... Н. Благодарова (село Н. Полевское Шадринского округа), Ф. Е. Черноскутова (с. Ключевское Шадринского округа) и других».
Как и «Советский календарь» на 1920 год это календарь-справочник, в котором есть общеобразовательная и политическая информация: «Новый счет времени», «Вселенная», «Вся земля», «Как управляется наше государство», «Красная армия и красноармейская служба», «Железнодорожные сведения», «Метрические меры».
Но ориентирован календарь, как и следует из названия, преимущественно на крестьянство: «Выгодный огород», «Доходное куроводство», «Свиней на бэкон» (орфография источника), «Крестьяне-самородки», «Как организовать кооперативы», «Что дают сберкассы крестьянину». При этом здесь есть то, что сегодня бы назвали скрытой рекламой (местной, Уральской области): «Воткинские конные грабли», «Веялка “Уфимка”», «Уральские жернова самые выгодные», «Акционерное общество “Трактор на Урале”».
Парадоксален именник, который мы видим в разделе «Численник» (ежедневный календарь с указанием долготы дня и ночи, восхода и заката солнца и луны). Он явно сделан по образцу церковных святцев, но выбор имен поражает – какая-то церковная, классическая (латинский и греческий языки), древнерусская и новообразованная смесь: 25 апреля – Марк, Марс, Ратмир, Заря, Октябрина, Шахта; 26 апреля – Василий, Пий, Ромул, Садко, Глафира, Сафо; 25 августа: Варфоломей, Беата, Евлогий, Тит, Рената (=Революция – наука – труд); 25 декабря – Гиацинт, Парис, Виталина, Карманьола.
Последующая «Историческая памятка» кратко, с уклоном на местный колорит, повествует, в какой день, год что произошло, например, в марте: «25. 1917 г. Праздник свободы в Екатеринбурге. 26. 1903 г. Расстрел рабочих в Златоусте. 27. 1917 г. Воззвание Петроградского совета о мире без аннексий и контрибуций. 1922. Открылся 2-й съезд РКП(б). 28. Побег Л. Д. Троцкого из Обдорской ссылки» (с. 33).
В «Численнике» также особо выделены праздники и памятные даты: Новый год, день кончины В. И. Ленина, день памяти В. И. Ленина и «Кровавое воскресенье», «Международный женский день» и др.
Однако особо в «Крестьянском календаре» в разделе «Новые праздники» подробно разъясняются следующие даты: Девятое января, Свержение самодержавия, День Парижской коммуны, 1 мая; Союзный праздник (образование СССР); праздник Октября; Освобождение Урала от колчаковщины.
О последнем празднике – День освобождения Урала от Колчака – известно очень мало. Похоже, он был чисто региональным и отмечался 15 июля только в Уральской области, поскольку «15 июля 1919 года передовые части 3-й Красной армии освободили Екатеринбург от колчаковцев» (с. 37). Почему дата освобождения Екатеринбурга, а не другого города стала праздником? Поскольку именно он, Свердловск, был областным центром. Кстати, с 1922 года 15 июля стало официально нерабочим днём на части территории РСФСР.
Елена Гаева
Электронный каталог КОУНБ им. А.К. Югова
Каталог книг, периодических изданий, описания статей по гуманитарным наукам, экономике, технике, экологии, описания статей о Курганской области