ГРАФИК РАБОТЫ | |||||||||||||||||||
|
А вы знаете, что рождество было не только христианским, но и комсомольским?
Первый раз в нашей стране Комсомольское рождество прошло в 1922 году в рамках антирелигиозной борьбы и сопровождалось карнавалами и уличными выступлениями с большим количеством лозунгов. Однако после первой попытки правительство поняло, что наскоком проблему народной веры не решить, и было решено начать долговременную осаду.
«Наша задача не кричать “Нет ни богов, ни чертей”, ”Долой попов”, и т. д., потому что от выкриков толку мало… Очевидно, здесь нужен иной метод. … Постоянное, медленное систематическое разъяснение широким массам населения сущности религии в деле укрепления власти буржуазии, роли духовенства как главаря затемнителей умов трудящихся людей – вот задача антирелигиозной пропаганды», – писал Г. Колыванов в шадринском журнале «Путь просвещенца» (1924. № 4. С. 10).
При этом ставка была сделана на молодежь, ибо «у стариков, старушек, живших десятки лет в религиозном чаду, не выживешь этот угар из головы».
Первым делом появились различные циркуляры, а также материалы в помощь комсомольским работникам. Одно из таких изданий хранится в редком фонде Курганской областной библиотеки – сборник 1923 года «Комсомольское Рождество», составленный под редакцией политпросвета ЦК РКСМ.
В конце книги отмечено, что «при проведении “Комсомольского рождества” должен быть осуществлен переход к углубленной научной антирелигиозной пропаганде» (с. 115). В послесловии для научно-просветительских лекций предлагаются темы «Создан ли мир за шесть дней?», «Откуда произошел человек?» и «Огнем и кровью во имя бога» (с. 115), однако в самом начале книги написано «Задача нынешнего “Комсомольского Рождества” показать, что и православное Рождество получилось тоже из языческого Рождества» (с. 7). Именно последней теме и подчинён преимущественно первый раздел издания: там мы можем найти весьма подробный исторический экскурс в историю Рождества и религии в целом.
Кстати, уже здесь, в 1923 году, когда еще в памяти партийной верхушки свежи елочные хороводы В. И. Ленина с детьми в Сокольниках, мы находим аккуратные упоминания, что ёлка – это буржуазное дерево (с. 8). В XX веке ёлке вообще не повезло: когда началась первая мировая война, ее запретили, потому что наряжать елку – это немецкая традиция; в конце 20-х годов ее запретили, потому что ёлка – это символ Рождества и, следовательно, христианской веры:
Только тот, кто друг попов,
Елку праздновать готов! (1931. А. Введенский)
Церковь у авторов сборника виновата буквально во всём: в грубости деревенских парней, бесправии девушек, голоде 1921–1922 годов в России…
Своему времени соответствуют и фразы в духе «Христианский календарь смотрит на женщину жадными глазами развратника, многоженца, рабовладельца: Сладкая, Гладкая, Сахарная и т. д.» (с. 11). Сладкая, Гладкая, Сахарная – это перевод на русский из греческих религиозных текстов имен Гликерья, Глафира, Захария (хотя здесь более известен мужской вариант Захар). Зато рожденные Октябрем имена Даздраперма (= Да здравствует Первое мая!), Лор (= Ленин – организатор революции), Гласп (= Главспирт) – это, без сомнения, верх совершенства в русской ономастике.
Кстати, в этом издании есть информация и о нашей зауральской Утятке. В разделе «Преследование раскольников и самосожжение» (в самосожжениях тоже православная церковь виновата, конечно) М. Шеин пишет: «В 1682 г. в Утяцкой волости Тамбовского уезда сожглось сто два человека на глазах воинской команды, пришедшей их увещевать» (с. 40–41).
Истинным здесь можно признать только год. В остальном же… Если учесть, что в то время по первоисточникам факты не перепроверялись, а приводились по памяти, то с довольно высокой степенью вероятности можно утверждать, что М. Шеин (свердловец) немного попутал Утятскую (в старом написании Утяцкую) слободу с Утятской волостью (которой и не бывало никогда на тамбовской земле), Тамбовский уезд с Тобольской губернией (первая же буква совпадает!), а также количество самосожженных: 102 – у Шеина и 104 – в первоисточнике . Хотя на самом деле погибших в Утятке было значительно больше: 104 – это только мужчины, а ведь там были еще женщины и дети (в XVII веке считали только мужские души).
Вторая половина книги содержит сценарии, частушки, песни, стихи, а также довольно занимательный, разработанный политпросветом библиографический список «Что читать».
При подготовке материала использованы хранящиеся в секторе редкой книги Юговки следующие издания:
Колыванов, Г. "Комсомольское рождество" и школа // Путь просвещенца. 1924 (Шадринск). № 4 (Ноябрь). С. 10. – С полным текстом номера можно также ознакомиться в электронной библиотеке Юговки
Комсомольское Рождество / составлен сборник под общей редакцией политпросвета ЦК РКСМ. – Москва: Красная новь: Главполитпросвет, 1923. – 117, [3] с.
Елена Гаева, Валерия Крапивина, фото Валерии Крапивиной