ГРАФИК РАБОТЫ | |||||||||||||||||||
|
А вы знали, что словом коммуна во Франции изначально называли низшую систему местного управления? Однако благодаря французским (преимущественно парижским) событиям 18 марта – 28 мая 1871 года (как ответ на неудачную для Франции франко-прусскую войну 1870-1871 гг.) родилось революционное парижское правительство, которое позднее кратко назвали Парижской коммуной.
Спустя год Генеральный совет I-го Интернационала призвал отмечать 18 марта как первую успешную попытку (72 дня!) рабочих захватить политическую власть.
В России до революции День Парижской коммуны отмечали нелегально, после Октября 18 марта вошло в рабоче-крестьянский календарь как государственная памятная дата.
Потребовался довольно обширный материал, который позволил бы разработать и провести вечер, митинг, выставку, чтения... «День Парижской коммуны в пионерском клубе» – одна из первых таких методических разработок. Это издание от 1926 года (под редакцией З. Лилиной; составила Ольга Шиллингер. – Москва–Ленинград) хранится в редком фонде Юговки.
Естественно, сборник открывается программной статьей В. И. Ленина «Памяти Коммуны» (1911 г.).
Дальнейший же материал уже адаптирован для восприятия подростками. В описание политических и экономических предпосылок Парижской коммуны и событий героических 72-х дней помещаются очень яркие эпизоды, которые близки детям и должны вызвать у них эмоциональный отклик:
В этот день [17 марта] наступил последний срок уплаты квартирных денег, не взимавшихся за все время войны. В этот день разрешено было домовладельцами востребовать долги по векселям, а банкирам и ломбардам – распродать заложенные вещи городской бедноты. Сотни тысяч рабочих, обнищавших ремесленников и мелких торговцев были отданы на съедение хищным кредиторам. В тот же день был издан указ о прекращении выплаты жалованья Народной гвардии, – грошей, на которые жила вся семья мобилизованного гвардейца (с. 11).
На протяжении всего сборника (исторического экскурса, инсценировок, прозаических отрывков, стихов) подчеркивается роль детей во французских событиях, что ненавязчиво подталкивало советских подростков к активным действиям в борьбе с врагом:
Дети и подростки парижских коммунаров были там, где боролись и умирали взрослые, их отцы и матери. ...
Буржуазия убивала детей потому, что видела в них будущих коммунаров (с. 16).
...подготовляя из себя революционеров, пионеры этим помогают в победе мировой революции (с. 19).
Такая агрессивная направленность авторами сборника и не скрывается:
Пусть эти воспоминания вызовут в каждом пионере яростную ненависть к наглости и дикости мировой буржуазии и готовность всегда и всюду стоять за интересы рабочего класса, стоять в первых рядах борцов революционного пролетариата (И. Стожилов, с. 21).
День Парижской коммуны в 20-е годы был тесно связан с МОПР’ом (Международной организацией помощи борцам революции), оказывающим помощь революционерам, томящимся в тюрьмах:
Вспоминая о зверских расправах буржуазии с парижскими коммунарами в 1871 году, нельзя не вспомнить о таких же зверских расправах буржуазии с коммунистами в настоящее время (с. 20).
Поэтому параллельно 18 марта рекомендовалось рассказывать о МОПР’е, а пионерам отчитываться о работе в этой организации (где ребята были членами и платили взносы).
Кстати, поражает невысокий культурный уровень составителя и редактора сборника: они на полном серьезе в примечаниях указывают, что Эжен Потье посвятил свой «Интернационал» коммунару Лефрансэ (с. 60), хотя Лефрансэ – это les Français, что переводится как «французы».
Елена Гаева, фото Валерии Крапивиной
Электронный каталог КОУНБ им. А.К. Югова
Каталог книг, периодических изданий, описания статей по гуманитарным наукам, экономике, технике, экологии, описания статей о Курганской области