ГРАФИК РАБОТЫ | |||||||||||||||||||
|
А вы знали, что словом коммуна во Франции изначально называли низшую систему местного управления? Однако благодаря французским (преимущественно парижским) событиям 18 марта – 28 мая 1871 года (как ответ на неудачную для Франции франко-прусскую войну 1870-1871 гг.) родилось революционное парижское правительство, которое позднее кратко назвали Парижской коммуной.
Спустя год Генеральный совет I-го Интернационала призвал отмечать 18 марта как первую успешную попытку (72 дня!) рабочих захватить политическую власть.
В России до революции День Парижской коммуны отмечали нелегально, после Октября 18 марта вошло в рабоче-крестьянский календарь как государственная памятная дата.
Потребовался довольно обширный материал, который позволил бы разработать и провести вечер, митинг, выставку, чтения... «День Парижской коммуны в пионерском клубе» – одна из первых таких методических разработок. Это издание от 1926 года (под редакцией З. Лилиной; составила Ольга Шиллингер. – Москва–Ленинград) хранится в редком фонде Юговки.
Естественно, сборник открывается программной статьей В. И. Ленина «Памяти Коммуны» (1911 г.).
Дальнейший же материал уже адаптирован для восприятия подростками. В описание политических и экономических предпосылок Парижской коммуны и событий героических 72-х дней помещаются очень яркие эпизоды, которые близки детям и должны вызвать у них эмоциональный отклик:
В этот день [17 марта] наступил последний срок уплаты квартирных денег, не взимавшихся за все время войны. В этот день разрешено было домовладельцами востребовать долги по векселям, а банкирам и ломбардам – распродать заложенные вещи городской бедноты. Сотни тысяч рабочих, обнищавших ремесленников и мелких торговцев были отданы на съедение хищным кредиторам. В тот же день был издан указ о прекращении выплаты жалованья Народной гвардии, – грошей, на которые жила вся семья мобилизованного гвардейца (с. 11).
На протяжении всего сборника (исторического экскурса, инсценировок, прозаических отрывков, стихов) подчеркивается роль детей во французских событиях, что ненавязчиво подталкивало советских подростков к активным действиям в борьбе с врагом:
Дети и подростки парижских коммунаров были там, где боролись и умирали взрослые, их отцы и матери. ...
Буржуазия убивала детей потому, что видела в них будущих коммунаров (с. 16).
...подготовляя из себя революционеров, пионеры этим помогают в победе мировой революции (с. 19).
Такая агрессивная направленность авторами сборника и не скрывается:
Пусть эти воспоминания вызовут в каждом пионере яростную ненависть к наглости и дикости мировой буржуазии и готовность всегда и всюду стоять за интересы рабочего класса, стоять в первых рядах борцов революционного пролетариата (И. Стожилов, с. 21).
День Парижской коммуны в 20-е годы был тесно связан с МОПР’ом (Международной организацией помощи борцам революции), оказывающим помощь революционерам, томящимся в тюрьмах:
Вспоминая о зверских расправах буржуазии с парижскими коммунарами в 1871 году, нельзя не вспомнить о таких же зверских расправах буржуазии с коммунистами в настоящее время (с. 20).
Поэтому параллельно 18 марта рекомендовалось рассказывать о МОПР’е, а пионерам отчитываться о работе в этой организации (где ребята были членами и платили взносы).
Кстати, поражает невысокий культурный уровень составителя и редактора сборника: они на полном серьезе в примечаниях указывают, что Эжен Потье посвятил свой «Интернационал» коммунару Лефрансэ (с. 60), хотя Лефрансэ – это les Français, что переводится как «французы».
Елена Гаева, фото Валерии Крапивиной
Национальная электронная библиотека
Единое электронное пространство знаний. Содержит коллекции оцифрованных документов (как открытого доступа, так и ограниченных авторским правом).