ГРАФИК РАБОТЫ | |||||||||||||||||||
|
С началом нового учебного года библиотека имени А. К. Югова открыла очередной сезон кинолектория по правам человека «CinemaLex». После летних каникул в обновлённом мультимедийном концертном зале вновь собрались ценители мирового кинематографа и философской мысли, чтобы посмотреть и обсудить юридическую драму режиссёра Роба Райнера «Несколько хороших парней» (1992 год).
Перед началом просмотра ведущий конолектория Валерий Алексеев познакомил зрителей с историй создания фильма, основанного на реальных событиях. Он погрузил гостей в атмосферу, которая царила в морской пехоте США в 80-е – 90-е годы прошлого столетия. Быть настоящим морским пехотинцем всегда было почётно и ответственно, в войсках служили самые крепкие, сильные и стойкие парни, патриотический дух и атлетическое сложение которых мог пошатнуть разве только торнадо.
Картина Райнера имела большой успех, как в США, так и во всём мире. Это экранизация одноимённой пьесы талантливого американского драматурга и сценариста Аарона Соркина, написанная им 1989 году. По версии Американского института кино, фильм занимает 5-е место в списке «10 лучших судебных драм» и 29-е в списке «100 киноцитат» («Правда тебе не по зубам, сынок!»). Также лента получила несколько номинаций на «Оскар», включая «Лучший фильм» и «Лучшая мужская роль второго плана» (Джек Николсон).
По сюжету картины два морпеха предстают перед судом за незаконную расправу над своим товарищем. Участь защищать их выпадает молодому самоуверенному потомственному адвокату. Он слишком тщеславен и энергичен, и поначалу не придаёт рассмотрению дела особого значения, уверенный в лёгкой победе. Однако дело оказывается не таким простым, как ему казалось.
В чём провинился жертва расправы рядовой Сантьяго? Умер он своей смертью или в результате насильственных действий своих сослуживцев? Проявили они самоуправство по собственной инициативе или выполняли чей-то незаконный приказ? Что такое «красный код» и как он работает? Служителю закона придётся докопаться до правды и добиться справедливости. Но какой ценой? И через что ему придётся пройти, чтобы вывести на чистую воду виновного?..
Фильм «Несколько хороших парней» интересен не только своим лихо закрученным сюжетом, но и блестящим актёрским составом. В картине снялись актёры Том Круз (в роли молодого адвоката), Деми Мур, Джек Николсон, Кевин Бейкол и другие.
По окончании сеанса участники кинолектория с интересом делились впечатлениями и своими суждениями с правовой, юридической и моральной точек зрения. Куратор и партнёр проекта Борис Шалютин признался, что перед этой встречей пересмотрел картину три раза.
– Мне кажется, что в этом фильме показана ключевая вещь – это наличие двух кодексов. Есть две нормативные системы: одна – официальная, легальная: закон, устав, книги записей, которые сторона обвинения демонстрирует в суде - и есть этот самый «красный код», который для этой компании морской пехоты и является на самом деле единственным законом. Эти двое обвиняемых – капрал и рядовой – устроили «красный код»(по-русски – «тёмную») своему сослуживцу только потому, что он нарушил командную цепь, обращаясь с просьбами о переводе в другую часть к вышестоящему командованию, которые излагал в своих многочисленных письмах. Я вспомнил песню легендарного «Наутилуса» – культовую вещь «Скованные одной цепью»: «Круговая порука мажет, как копоть…». Есть закон, который на бумаге, а есть закон, который нигде не написан, но его все знают и понимают. В русском жаргонном языке это называется словом «понятия». В фильме показано, что морпехи живут «по понятиям». И других законов для них не существует. Это культ силы, культ насилия, – отметил куратор проекта «CinemaLex», уполномоченный по правам человека в Курганской области Борис Шалютин.
Зрители вспоминали и цитировали фразы закалённого службой и прославленного подвигами настоящего морского пехотинца – полковника, негласно отдавшего противозаконный приказ о применении «красного кода». Для низших по званию – он единственный и всесильный Бог или временно исполняющий обязанности Бога, распоряжения которого выполняются беспрекословно и молниеносно. Обращаясь в суде к молодому адвокату, нащупавшему ниточку распутывания этого противозаконного узла, он не скрывает своего к нему презрения, граничащего с отчаянием, и в то же время старается унизить его, показывая своё исключительное превосходство: «Ты можешь позволить себе роскошь не знать того, что знаю я», «В любом случае, мне плевать на то, что ты на что-то там имеешь право».
В какой момент люди перешагивают черту, за которой они начинают считать себя выше всех остальных? Почему система позволяет это? Как защитить права человека, попавшего в такие условия? Ответы на эти и другие вопросы участники кинолектория искали и находили в совместном обсуждении фильма.
Напомним: кинолекторий «CinemaLex» проводится в Юговке один раз в месяц. Он не только знакомит зауральцев с наследием мирового и отечественного кинематографа, но и предоставляет площадку для обсуждения и выражения собственного мнения по вопросам защиты прав человека.
Следующий сеанс – в октябре. Участники обратятся к теме жертв политических репрессий и планируют посмотреть и обсудить фильм режиссёра Коста-Гавраса «Признание» (1970 год), в главной роли Ив Монтан.
Ольга Сапожникова, Валерия Крапивина, фото авторов.
Юговка и её читатели приняли участие в Пасхальном фестивале
21 апреля 2025Национальная электронная библиотека
Единое электронное пространство знаний. Содержит коллекции оцифрованных документов (как открытого доступа, так и ограниченных авторским правом).