Купить билет

КУРГАНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ
УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАУЧНАЯ
БИБЛИОТЕКА ИМ. А.К.ЮГОВА

8 (3522) 46-33-93

ГРАФИК РАБОТЫ
ПН ВТ СР ЧТ
9.00-19.00
ПЯТНИЦА, СУББОТА - 10.00-17.00
ВОСКРЕСЕНЬЕ - ВЫХОДНОЙ*
Последний вторник месяца – санитарный день.
График работы библиотеки в праздничные дни уточняйте по тел. 8 (3522) 46-33-93

В Юговке посмотрели и обсудили фильм «Закон» – о сталинских репрессиях и реабилитации


В библиотеке имени А. К. Югова вновь собрались ценители наследия мирового и отечественного кинематографа. В рамках кинолектория по правам человека «CinemaLex» здесь посмотрели и обсудили фильм «Закон» (1989 г.) режиссёра Владимира Наумова.

Кинопоказ приурочили ко Дню памяти жертв политических репрессий, который в России с 1991 года официально отмечается 30 октября.

«Закон» – один из немногих фильмов, в котором тема массовых репрессий, ответственности осуществлявших их лиц и реабилитации жертв осмысливается не только в моральном и политическом, но также и в юридическом отношении. Перед началом просмотра ведущий кинолектория Валерий Алексеев познакомил зрителей с историй создания фильма.

В этом фильме нет судебного разбирательства, как мы привыкли, что у нас в фильмах – судебные поединки. Этот фильм о другом – он о последствиях, о том, как люди возвращались. Это сложенные вместе разные человеческие истории и истории тех следователей, которые из провинции приглашались, которые никак не были сцеплены с системой, чтобы они посмотрели на ситуацию беспристрастно и по закону, насколько те или иные люди, обвинённые в тех или иных преступлениях, реально были виновны? Они отбывали заслуженное наказание или нет? Автор сценария – Александр Алов. Он свою историю привнёс. Например, когда главный герой в беседе со следователем называет дату своего рождения – это реальная дата рождения Александра Алова. Есть какие-то сцены, которые явно рифмуются со сценами из фильма «Покровские ворота». Фильм, который тогда не был замечен, который и сейчас, скажем так, мало, кто знает. Алов ушёл из жизни в прошлом году, какие-то ретроспективы его фильмов шли, но, возможно, остались малозамеченными, – отметил Валерий Алексеев.

Герой фильма, молодой прокурор, в середине 50-х занимается делами репрессированных. С каждым новым обвинением он понимает масштаб человеческих трагедий. Картина не только рассказывает историю нескольких юристов из числа тех, кто проводил реабилитацию, но и создает обобщённый, пускай и неполный, портрет тех, кто прошёл ад ГУЛАГа.

Известные артисты – Николай Волков, Лев Борисов, Елена Майорова, Владимир Заманский, Наталья Белохвостикова, Михаил Ульянов, Армен Джигарханян передают настроение людей в дни перед смертью, в сам момент кончины и похорон Сталина, а после – во времена возвращения людей из мест лишения свободы. Фильм погружает зрителя в атмосферу хаоса, безвременья, животного страха и полной беспросветности, равнодушия, серости и беззакония.

– Я этот фильм в своё время пропустил. Были годы фильмов таких, которые приковывали к себе внимание, этот как-то прошёл стороной. А сейчас, глядя на экран, я вижу, что фильм чрезвычайно глубокий. В нём очень много таких пластов, много есть, что обсудить и над чем думать, Хотя, я согласен с мнением, что этот фильм как недошлифованный алмаз. В нём очень много серьёзнейшего содержания. Это фильм, в том числе, и о трагедии отсутствия Права. Это не Право, это насилие, которое нацепило на себя правовую одежду и пытается из себя право изображать. На самом деле это антиправо. Это прямая его противоположность. Как так вышло, что из России конца XIX – начала XX века, когда у нас была блистательнейшая правовая мысль, вдруг возник этот огненный вал насилия, который всё сжёг и себя поставил во главе. И вот эти годы, многие десятилетия продолжалось полное отсутствие права, – отметил куратор проекта «CinemaLex», уполномоченный по правам человека в Курганской области Борис Шалютин.

Картину переполняют тёмные краски: в кадре – полумрак или полное отсутствие света, грязные неосвещённые улицы, люди в тёмных невзрачных одеждах… По сценарию, один жизненный эпизод сменяет другой, и каждый из них наполнен символами, передающими гнетущую затхлую атмосферу.

Вот возмущённый подвыпивший в праздник мужчина сбрасывает портреты вождей со своего балкона: огромными плакатами-лицами «украсили» город, а они закрывают свет и не позволяют видеть то, что происходит за окном.

Вот сцена человеческой подлости: молодая женщина Татьяна Сергеевна Самарина получает срок за то, что якобы участвовала в заговоре против Сталина и готовила нападение на вождя. И хотя окна её квартиры выходят во двор дома, а не на центральную улицу, по которой обычно проезжал Сталин, положенные 10 лет лишения свободы она всё-таки получила, а когда вернулась из заключения, встретила в своей квартире новую жену своего мужа. Тогда предавали легко. И расставались легко.

Вот сцена эффекта бумеранга: следователи поменялись местами. Кто из них теперь преступник, а кто представляет Закон? Меняется время – меняются принципы людей.

Один из главных героев, Владимир Матвеевич Пиатровский, выдающийся юрист, осуждённый по 58 статье, волею случая вынужден после возвращения из мест лишения свободы проживать не свою жизнь – жизнь сокамерника, умершего во время этапа. Всё теперь чужое: и имя, и фамилия, и дом, и жена, и сын, и репутация… И желания другие – никогда больше не возвращаться к юриспруденции, а начать преподавать детям географию и историю. Вспоминаются ёмкие философские фразы Пиотровского-Ивантеева: «Есть только одно главное несчастье на свете – потерять свободу», «Людей нужно спасать от встреч с прошлым», «Человеку положено ровно столько, сколько он может вынести»…

Человек обезличен. Быть личностью – опасно и преступно. Люди смешиваются в однородную серую запуганную массу, которая даже через много лет после тех событий с трудом разделяется на отдельных Людей. Страх быть собой до сих пор живёт в каждом из них.

Разговор двух сотрудников городского крематория:

– Кого вы сегодня жгли?

– Кого, кого?.. Наше дело – дым!...

А вот молодой сотрудник следственного комитета перепутал на кладбище похоронные процессии. В своё оправдание бормочет интеллигентной даме:

– Я перепутал. Могила, венки… Всё так похоже…

Тема бумеранга поднимается в картине несколько раз. За любое преступление неминуемо придёт возмездие. Как подтверждение этой мысли – кровавая сцена расстрела Лаврентия Берии. И сцена суда над самим собой высокопоставленного юриста Деева, застрелившегося на кухне в коммунальной квартире своей матери.

Есть закон, правосудие, а есть милость. И эта тема очень хорошо прослеживается в великой русской литературе. Вспомните «Капитанскую дочку» Пушкина.Она поехала в Петербург просить не правосудия, а милости. И потом у Достоевского Родион Раскольников идёт к Соне Мармеладовой, он тоже ждёт от неё милости. Они вместе читают легенду о воскрешении Лазаря, и эта сцена признания завершается тем, что Соня отдаёт Родиону свой нательный крестик. Это вечный вопрос: что делать? Как судить поступки людей – по милости или по правосудию? Это вопрос философский. И второй вопрос, который связан с классической литературой: а судьи кто? И сегодня мы как раз и видели, а судьи кто. Кто судьи? И что такое Закон? Здесь – время, эпоха, репрессии – это одно, но, я думаю, что этот фильм всё-таки о Человеке, и о том, что главным судьёй всех человеческих поступков является суд собственной совести, – поделилась мнением кандидат филологических наук, доцент Курганского госуниверситета Ирина Жукова.

Ещё один главный герой фильма – овчарка Пиатровского. В фильме – это единственный персонаж, который проявляет и показывает человеческие качества. Образ верного и преданного животного – это образ естества, каким должны, но не могут быть люди. Собака – единственная, кто сопротивляется людям в штатском, приехавшим заключать под стражу её хозяина, она находит в себе смелость и силы нападать на них, рычать, лаять и кусать. Она долго бежит за машиной, увозящей хозяина в неизвестность, она единственная, кто преданно продолжает ждать своего друга-человека много лет на одном и том же месте в старом дворе. Она не даёт себя уничтожить и не сдаётся, она верит в то, что встреча будет, хозяин не оставил её. И дожидается.

Участники кинолектория с интересом делились впечатлениями и своими суждениями с правовой, юридической и моральной точек зрения. Некоторые признались, что пересмотрят фильм «Закон» ещё не раз. Чтобы открыть для себя новые посылы авторов и новые грани нашей истории.

Ольга Сапожникова, фото автора.



7 ноября 2022


Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Когда вы посещаете страницы сайта, мы обрабатываем ваши данные и можем передать сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – обратитесь в техподдержку.
Закрыть