ГРАФИК РАБОТЫ | |||||||||||||||||||
|
Любители мирового и отечественного кинематографа собрались на заключительную в 2022-м году встречу правового кинолектория «CinemaLex». В Концертном зале Юговки смотрели и обсуждали судебную драму режиссёра Дэвида Добкина «Судья» (2014 г.). Перед началом просмотра ведущий кинолектория Валерий Алексеев познакомил зрителей с историй создания фильма.
– О чём этот фильм? Он называется «Судья». Но здесь присутствует и судебная драма, и одновременно история взаимоотношений разных поколений, людей, которые выбрали себе разные дороги, история поколений внутри семьи. Два человека в одной семье посвятили себя юриспруденции: один из них состоялся как успешный адвокат, уехав из этого маленького городка, второй - его отец, который много лет занимает должность судьи. Этот фильм завоевал зрительское жюри с первого раза. Но каждый из вас, наверное, увидит в нём что-то своё. Тут очень много тем рассыпано, много оптик задействовано. Вся эта юридическая механика показана на этаже тех воротил, которые нанимают адвокатов, которые должны их «отмазывать» и «отмазывают», чётко выполняя свою работу, зная юридические тонкости. И тех, кто живёт вблизи этих людей, когда они понимают, что их решения могут привести к некому моральному противостоянию или конфликту внутри, как получается. Здесь разные страхи показаны, разные категории людей, не все же ангелы. Думаю, после просмотра мы попытаемся понять, о чём этот фильм и какие он даёт темы для размышлений, – отметил Валерий Алексеев.
Сюжетная линия киноленты делится на две параллельные: преступление и наказание и личные отношения внутри одной семьи. Успешный адвокат из большого города Хэнк Палмер волею обстоятельств вынужден посетить дом своего детства: он едет на похороны внезапно ушедшей из жизни матери. В родительском доме его встречают отец – городской судья, с которым главный герой давно уже потерял контакт и два брата. В этом доме – свои порядки, свои традиции и свои тайны. А ещё – воспоминания из детства, которые напоминают о сложных отношениях с отцом, несбывшихся надеждах и трагических моментах жизни семьи. Хэнк хочется поскорее уехать отсюда, что он и планирует сделать сразу после церемонии похорон. Но в его планы вмешиваются обстоятельства: ему предстоит выступить адвокатом собственного отца в судебном разбирательстве, связанном с обвинением в убийстве. В сложной жизненной ситуации каждый член семьи проявляется по-разному, порой выяснение отношений среди мужчин доходит до драки. Хэнк узнаёт много нового о своих родных, изо всех сил отстаивает интересы отца в суде и по ходу дела вновь обретает семью, которую покинул много лет тому назад...
В главных ролях этой ленты – звёзды мирового кино Роберт Дюваль (за роль в шестой раз номинированный на премию «Оскар»), Роберт Дауни-младший и Билли Боб Торнтон. Оператор киноленты – Януш Каминский (обладатель двух премий «Оскар» за работу над фильмами «Список Шиндлера» и «Спасти рядового Райана»). Блестящая игра актёров полностью погрузила участников кинолектория в действие и не оставила в зале равнодушных.
После просмотра зрители долго обсуждали и анализировали экранизированную ситуацию. Кто-то назвал сюжет классическим «возвращением блудного сына», кто-то рассуждал о том, что важнее – закон или мораль, а некоторые высказывали мнение о том, что жизнь гораздо богаче этих двух терминов, и только нам решать и выбирать, какое из жизненных богатств предпочесть.
– Я хочу обратить внимание на то, что фильм называется «Судья». Не «Адвокат» он называется, а «Судья». И хотя актёр Дюваль получил серию наград за роль второго плана и много раз был номинирован, но мне кажется, что здесь главная роль именно у судьи. Замысел, на мой взгляд, очень глубок. Этот фильм снят не по реальной жизненной ситуации и не по какой-то повести или рассказу. Сценарий писали конкретно для фильма, и писали три человека. Центральная идея – противопоставление двух типов отношения к правовому процессу, к юриспруденции, к суду, к функции адвоката. Они прямо противопоставлены. Одна модель, которую блестяще провёл судья. И замысел, чтобы перевести его с позиции судьи на позицию, когда он подсудимый, проверить его абсолютную верность некоей модели – это в фильме удалось. Здорово задумано, что он не помнит, что произошло на самом деле – это поведение в условиях неопределённости. И эта многомерность именно этого взгляда как раз и позволяет высветить эту линию. А линия в том, что, когда он сам ведёт судебные процессы, он говорит обвиняемым: «Ты находишься в храме». Правосудие – это храм. И высшая ценность этого храма в том, что ты полностью отвечаешь за всё, что делаешь. Вот это позиция человека, который так говорит, – высказал мнение куратор проекта «CinemaLex», уполномоченный по правам человека в Курганской области Борис Шалютин.
По словам Бориса Шалютина, сложности в судебном процессе, где обвиняемый – отец, а адвокат – сын, добавляет ещё и то обстоятельство, что мораль в классическом привычном понимании действует только в кругу своих, понимающих и родственных душ. А право моралью апеллировать не может. Очень символичен конец фильма. После похорон отца Хэнк внезапно чувствует зов родительского дома и решает вернуться в родной городок навсегда. Сомневаясь в своих намерениях, он заходит в здание суда и, прохаживаясь по залу, доходит до стола главного судьи и одним движением руки раскручивает кресло как рулетку. И кресло, покрутившись вокруг своей оси, разворачивается к главному герою лицом, как будто приглашает его сесть.
– Это мой город! – восклицает Хэнк.
Через что приходится пройти человеку, сколько испытаний пережить и сколько ошибок исправить, чтобы прийти к главному – тому, что искал всю жизнь? И как не потерять то, что нашёл, а вместе с тем и себя?
Кинолекторий по правам человека «CinemaLex» продолжит свою работу в Юговке уже в новом году. Участники будут знакомиться с мировым кинематографом, делиться впечатлениями и своими суждениями с правовой, юридической и моральной точек зрения.
Ольга Сапожникова, фото Валерии Крапивиной.
Юговка и её читатели приняли участие в Пасхальном фестивале
21 апреля 2025