ГРАФИК РАБОТЫ | |||||||||||||||||||
|
Онлайн-встреча с коллегами из Национальной библиотеки Ямало-Ненецкого автономного округапрошла в рамках проекта «Россия-Казахстан: творческие встречи онлайн». К сожалению, коллеги из Петропавловска по техническим причинам не смогли выйти на связь, и на этот раз встреча прошла без них. Специалисты Кургана и Салехарда обменялись мнениями, идеями и опытом обсуждая тему «Библиотека и школа: социальное партнерство».
Как заинтересовать и привлечь школьников в библиотеку? Способов много, но не все из них помогают достичь желаемого результата. Коллеги из Национальной библиотеки Ямала поделились опытом ведения самых востребованных и любимых школьниками проектов, которые объединяют взрослых и детей и стимулируют обращение к книгам. Один из самых популярных проектов – «Академия внуков», где во время познавательных занятий гости «серебряного» возраста передают свои опыт и мудрость молодому поколению. Старшеклассникам также интересен проект «ProfUp» – профориентационный курс для тех, кто желает выбрать себе лучшую профессию.
Отдельная тема – работа со школьниками по Пушкинской карте. Библиотекари Ямала опираются на опросы молодёжи при разработке и внедрении «пушкинских» мероприятий. Самая популярная форма – квизы. Одна из последних разработок – квиз «Бумажный дом», который показывает участникам, насколько реальная жизнь важнее и нужнее виртуальной.
Гость студии в Салехарде, Чулпан Ниязбагина, рассказала о каждодневной работе со школами. Она является муниципальным координатором проекта «Навигаторы детства» в городе Салехард и куратором советников директоров школ по воспитанию. Такая должность с января 2023 года введена в каждой школе России. Советники – это навигаторы в мире воспитания, они налаживают связи с учреждениями культуры и общественными организациями, которые могут быть полезны в плане духовного, культурного и нравственного развития школьников. И именно они, в первую очередь, отвечают за то, чтобы ученики нашли себя и своё место в жизни. А помочь им в этом должно, в том числе, знакомство с мировой культурой. На Ямале это движение преобразовалось в целую новую философию воспитания, и теперь здесь при планировании распределяют события так, чтобы на одного ребёнка в течение года было запланировано не менее 45 мероприятий.
Специалисты Регионального центра чтения Юговки рассказали коллегам о своих проектах, которые нашли яркий отклик у курганских школьников. Один из таких – «Школа нарядного письма», где ученики учатся писать так, как писали наши далёкие предки – пером и самыми настоящими чернилами. Подробнее об этом грантовом проекте рассказала куратор, специалист Регионального центра чтения Юговки Елизавета Комиссарова. В течение года ребята ходят на уроки мастерства, где специалисты Юговки рассказывают ребятам историю письменности и раскрывают особенности старославянской каллиграфии, где каждая буква имела своё ассоциативное обозначение и выглядела замысловато и нарядно. Кроме того, ученики знакомятся с письменными принадлежностями наших далёких предков, узнают секреты изготовления бумаги и даже делают её своими руками. Из просушенных листов бумаги ученики мастерят семейный альбом, в котором каллиграфическим почерком рассказывают о своей семье.
Другой, не менее интересный и востребованный проект библиотеки – «Школа развития читательских компетенций» – просветительский проект, направленный на формирование у школьников навыков функциональной грамотности за счет приобретения читательского опыта. Ребята учатся правильно читать и с интересом анализировать прочитанное. На занятиях ШРЧК слушатели знакомятся с художественными текстами и с некоторыми приемами развития критического мышления через чтение и письмо. Приобретая читательский опыт, переосмысливая прочитанное, школьники учатся ориентироваться в мире: как вести себя в той или иной ситуации, с одноклассниками, друзьями, со знакомыми и незнакомыми взрослыми. Специально для занятий куратор проекта Рина Могутова разработала уникальный Читательский дневник, который помогает детально изучать прочитанное. Авторское пособие оценено на высоком уровне и пользуется неподдельным спросом. Внедрение этого проекта также стало возможным благодаря президентскому гранту.
Телемост «Курган – Салехард» в очередной раз наполнил коллег новыми идеями и планами. Сотрудничество библиотекарей и учителей – это повышение уровня грамотности школьников, развитие навыков чтения, запоминания, а также умение пользоваться информационно-коммуникативными технологиями – к таким выводам пришли участники онлайн-встречи. В следующий раз обмениваться опытом коллеги будут уже в новом году.
Ольга Сапожникова, фото автора.
Курганцы встретят светлый праздник Пасхи вместе с Юговкой
18 апреля 2025Национальная электронная библиотека
Единое электронное пространство знаний. Содержит коллекции оцифрованных документов (как открытого доступа, так и ограниченных авторским правом).