ГРАФИК РАБОТЫ | |||||||||||||||||||
|
В сентябре исполнилось 145-лет со дня запуска первого в России электротрамвая. А в феврале исполнится 180 лет со дня рождения его изобретателя Фёдора Пироцкого.
В то время это был настоящий прорыв в области развития общественного транспорта. В отличие от конки, которая ехала со скоростью всего
Петербург является родиной трамвая. А изобрёл его в конце XIX века русский военный инженер-артиллерист Федор Пироцкий. Именно он оценил перспективы, которые открывало использование электричества. Кроме того, он был близко знаком с выдающимся русским изобретателем Павлом Яблочковым, работавшим в том же направлении. Благодаря их совместному проекту Литейный мост в 1879 году получил электрическое освещение на постоянной основе. Это был первый в мире подобный опыт!
При этом параллельно Федор Пироцкий работал над тем, чтобы перевести на электричество ещё и городской транспорт. Эксперименты он начал проводить в 1874 году на Волковском поле в Петербурге на запасных железнодорожных путях. А через несколько лет Пироцкий запустил первый в России электрический трамвай.
Презентация первого в мире трамвая состоялась в центре города в августе 1880 года. На глазах многочисленной изумленной публики и корреспондентов городских газет, снабженный электрическим двигателем вагончик конки легко катался по рельсам без помощи лошади. Причем пробный маршрут первого в мире трамвая составлял около
В газете «Русский инвалид» в сентябре 1880 года писали:
– В Санкт-Петербурге, на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, господином Пироцким первый раз в России двинут вагон электрической силою, идущей по рельсам, по которым катятся колеса вагона».
Этот трамвай ехал со скоростью
– Горожане были в восторге от новинки, Пироцкий торжествовал, друзья прочили большое будущее его детищу. Изобретателю пожимали руки, поздравляли… Увы, все это оказалось преждевременным.
Построить трамвайную сеть в столице Пироцкому не удалось. К тому времени в Санкт-Петербурге была самая большая в Российской империи сеть конки. А крупные компании были против электрических трамваев. Их владельцы опасались, что конка утратит свою популярность и фирмы обанкротятся.
А ещё с результатами работы Фёдора Пироцкого внимательно ознакомился берлинский инженер Вернер фон Сименс. В итоге возглавляемая им одноименная фирма кое-что доработала, усовершенствовала и запатентовала ноу-хау. А через год – в 1881-й – в пригороде Берлина была запущена электрифицированная трамвайная линия. И до сих пор в Германии считается, что трамвай изобрел Вернер фон Сименс.
Фёдор Пироцкий же так и не оформил своё изобретение официально. Зато охотно делился идеями и планами со всеми, кто разделял его интерес. И вообще Федор Пироцкий был очень добродушным человеком и недальновидным. Он даже не смог получить заслуженную военную пенсию, потому что в соответствующих документах его фамилия была указана… с ошибкой. Изобретатель трамвая скончался в 1898 году практически в нищете.
Фёдор Александрович ушёл из жизни в 1898 году, когда ему было 53 года. Однако его наследие продолжает жить: идеи Пироцкого стали основой для дальнейших исследований и разработок в области электротранспорта. Сегодня мы вспоминаем Фёдора Александровича Пироцкого как одного из пионеров электротехники и инновационного транспорта. Его изобретение определило облик общественного транспорта на годы вперёд.
Национальная электронная библиотека
Единое электронное пространство знаний. Содержит коллекции оцифрованных документов (как открытого доступа, так и ограниченных авторским правом).