ГРАФИК РАБОТЫ | |||||||||||||||||||
|
В день католического Рождества слушатели проекта «Школа развития читательских компетенций» поговорили о милосердии и сострадании. Фёдор Михайлович Достоевский опубликовал историю «Мальчик у Христа на ёлке» в «Дневнике писателя» за январь 1877 года. Анализ этого произведения позволил четвероклассникам школы № 23 порассуждать на тему положительных и отрицательных человеческих качеств, обсудить жанровое своеобразие текста.
«Мальчик у Христа на ёлке» – не совсем традиционный рождественский рассказ. До знакомства с произведением слушатели предложили, что рождественский рассказ отличается от обычного тем, что события обязательно происходят в канун рождества, и обязательно присутствует чудо. «Христова ёлка», на которую попадает герой, и становится тем самым чудом – однако ребята верно поняли, что это стало возможным только после того, как мальчик-сирота замёрз на улице насмерть.
– Мы не случайно выбрали это произведение, – комментирует руководитель проекта Мария Колчеданцева. – В этом году весь мир столкнулся с пандемией коронавирусной инфекции, все заговорили о милосердии, о труде врачей, о волонтёрах, заботящихся о стариках и заболевших ровесниках. Конечно, с детьми тоже нужно разговаривать о помощи, любви, доброте.
Школьники составили кластер, обозначив тех, с кем встретился герой: блюститель порядка, богатая барыня, большой злой мальчик, Христос… Вторым уровнем кластера ребята обозначали, как эти персонажи отнеслись к мальчику. Оказалось, что с теплом и расположением к нему отнесся единственный взрослый – Христос. Автор замечает: часть истории (ту самую, про ёлку у Христа) он выдумал, а вот события в подвальчике (где у мальчика умерла мама) и на улице (где мальчик и сам погиб) вполне могли происходить в реальности. В этом и трагизм короткого произведения: никому из взрослых не оказалось дела до одинокого, плохо одетого, голодного ребёнка с замерзшими пальчиками в центре праздничного и нарядного Петербурга в рождественский сочельник. Успокоение, безопасность и счастье (тепло, сытость, мама) приходят к герою только после кончины.
Слушатели «Школы развития читательских компетенций» также написали синквейн о главном герое, вспомнив этот любимый многими детьми приём развития критического мышления. Ребята сравнили мальчика с ангелком и согласились, что финал произведения всё-таки утешающий, светлый, как обычно и бывает в литературе для детей.
Напомним, проект «Школа развития читательских компетенций» реализуется в Кургане второй год командой Ассоциации поддержки библиотечно-информационной деятельности совместно с библиотекой Югова. Средства на это региональной общественной организацией были получены за счёт президентского гранта. На эти деньги все слушатели ШРЧК получили бесплатно специально разработанные читательские дневники.
ШРЧК вышла на финишную прямую
24 мая 2021Электронный каталог КОУНБ им. А.К. Югова
Каталог книг, периодических изданий, описания статей по гуманитарным наукам, экономике, технике, экологии, описания статей о Курганской области